Роль негосударственного сектора образования в переходе России к инновационному социально ориентированному типу развития существенная
Опубликовано 18 апреля 2008Первое заседание недавно созданного Общественного совета по негосударственному сектору образования комитета по образованию и науке Госдумы показало: роль негосударственного сектора образования в переходе России к инновационному социально ориентированному типу развития существенная. А значит, отношение к "частному образованию" в обществе надо менять.
Как заявил премьер-министр Виктор Зубков, открывая на прошлой неделе заседание кабинета министров, расходы федерального бюджета по разделу "Образование" составят в будущем году примерно 330 млрд. руб. - это на 15% больше, чем в прошедшем году. При этом 96% этих средств будут направлены на реализацию бюджетных целевых программ и нацпроекта "Образование". По мнению Виктора Зубкова, работа в рамках национального проекта "Образование" дала достойные результаты. Поддержка коснется в основном вузов, осуществляющих инновационную деятельность.
Особенностью последнего конкурса инновационных вузов стал тот факт, что негосударственным вузам тоже было разрешено участвовать в нацпроекте. Впрочем, как сказал "НГ" президент ассоциации негосударственных вузов РФ Владимир Зернов, "без права победы". Ни один негосвуз, участвовавший в соревновании, пока не вошел в число лидеров нацпроекта. Министерство считает ситуацию выдачи грантов негосвузу просто невозможной. Как дать деньги вузам, которые ведут платное обучение? Но ведь и государственные вузы порой обучают на платной основе, напомнил "НГ" Владимир Зернов. И этот факт совсем не мешает государству выбирать такие вузы в победители. Между тем негосвузам принадлежит уже треть научных открытий, свершившихся за последние пять лет в научно-техническом секторе.
"Отношение к негосударственному сектору в образовании косвенно характеризует и тот факт, что за последние 25 лет, - сказал Владимир Зернов, - я не помню ни одного случая закрытия провинившегося государственного вуза. В то время как негосвуз лишали лицензии без промедления". В последнее время все чаще из уст чиновников и ректора МГУ имени Ломоносова Виктора Садовничего можно услышать призывы к ужесточению выдачи лицензий высшим школам. Остается заметить, что среди 1200 вузов и 2500 их филиалов значительную часть составляют государственные школы. Не означает ли все это, что предполагаемые репрессивные меры коснутся в основном опять только частного сектора в образовании, опасается Владимир Зернов. Конкуренция между вузами должна проходить при честных правилах игры.
Головную боль правительству приносят расплодившиеся в избытке юристы и экономисты, напомнил недавно Виктор Зубков. Сегодня такие специальности открыты практически в каждом крупном техническом вузе. Зачастую качество обучения на таких специальностях оставляет желать лучшего. В частных гуманитарных вузах ректоры решают проблему порой за счет приглашения преподавателей из ведущих университетов. С учетом разницы в преподавательской зарплате в частных и госвузах можно предположить, что первые находятся в более выгодном положении. Но кто на этот факт сегодня обращает внимание, уверен Владимир Зернов.
Решать проблему переизбытка гуманитариев, по мнению депутата ГД РФ Олега Смолина, будут за счет сокращения бюджетных мест в госвузах. По его данным, за три последних года бюджетных мест стало еще на 15% меньше. На 2009 год планируется их сокращение на 2%, а по некоторым гуманитарным специальностям - на 5-6%. И гуманитариев, оплачивающих свое образование, станет еще больше. В общем, конкуренция частных и государственных вузов продолжится.
По материалам Независимой газеты.