Как финансируется образование в разных странах мира и насколько уровень развития экономики определяет качество образования
Опубликовано 04 мая 2008Качество и доступность образования влияют на уровень жизни населения и экономику стран. Как финансируется образование в разных странах мира и насколько уровень развития экономики определяет качество образования?
Ответ на этот вопрос попытались дать авторы ежегодного доклада-обзора "Взгляд на образование-2007" (Education at a Glance 2007), выпускаемого профильным отделом секретариата ОЭСР с 2001 года, сообщает сайт S T RF. В докладе проанализированы вопросы финансирования образования, спроса на него в обществе, доступности образовательных услуг для разных слоев населения, качества обучения и условий работы преподавателей. Россия пока не является членом ОЭСР, а только партнером. Насколько сильно Россия отстает по уровню финансирования этой сферы от стран ОЭСР?
Расходы на образование в странах ОЭСР растут. С 1995 по 2004 год этот рост в среднем по странам составил 42%. Расходы на образование в среднем по странам ОЭСР в 2007 году составили 6,2% совокупного внутреннего валового продукта (ВВП), в 2006 году - 5,9% ВВП. Доля на образование среди всех социальных затрат государств составляет в среднем 13,4%; в Чехии, Германии, Греции, Италии и Японии - это менее 10%, в Мексике и Новой Зеландии - более 20%. Государственные источники - основные в финансировании отрасли: в среднем по странам ОЭСР в 2004 году доля государственных расходов составила 87%. В 2006 году вес расходов на образование в консолидированном бюджетеРоссии к объему ВВП составил 3,7% (вес расходов в федеральном бюджете кобъему ВВП - 0,75%).
Наибольшее число затрат в организации школьного обучения - зарплата учителей. Она сильно зависит от образовательной политики государства. Размер зарплат колеблется: в Венгрии - менее 16 тысяч долларов в год, в Германии, Корее и Швейцарии - более 51 тысяч долларов, в Люксембурге - более 88 тысяч долларов. В России педагоги 34 регионов, которые в настоящее время переходят на новую систему оплаты труда, получают в месяц от 10 до 16 тысяч рублей (5-8 тысяч долларов).
Нельзя сказать, что колич ество расходов на образование жестко определяет его качество. Так Корея и Нидерланды по результатам международной оценки учащихся PISA 2003 года входят в число государств с наилучшими показателями успеваемости. Но расходы на начальное и среднее образование в них ниже среднего по ОЭСР. В целом в странах ОЭСР при широком доступе к образовательным услугам никаких признаков так называемой "инфляции" ценности образования нет. Государственные расходы на образование растут, увеличивается их давления на госбюджеты в странах ОЭСР. Такой рост не может быть бесконечным - авторы доклада делают вывод о необходимости реформ отрасли.
ОЭСР. СправкаОрганизация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - международная экономическая организация развитых стран, авторитетный форум, в рамках которого представители правительств государств и стран-партнеров обсуждают, разрабатывают и совершенствуют свою экономическую и социальную политику, опираясь на информационно-аналитические обзоры секретариата ОЭСР. В 30 странах ОЭСР сосредоточено две трети мирового производства товаров и услуг. Членство в Организации служит в некотором роде "рейтинговым показателем" для международных правительственных органов, занимающихся распределением финансовых средств, а также для частных инвесторов.
На данный момент в ОЭСР входят: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Швейцария, Южная Корея, Япония. В ряде совместных программ участвуют и государства-партнeры: Бразилия, Израиль, Индия, Китай, Россия, Словения, Чили и Эстония.
Об этом сообщает интернет-портал Педсовет.