Дмитрий Медведев заявил, что из-за необоснованно большого количества вузов России грозит резкое ухудшение качества образования
Опубликовано 04 мая 2008Дмитрий Медведев заявил, что из-за необоснованно большого количества вузов России грозит резкое ухудшение качества образования. Следовательно, вскоре их число может заметно сократиться
Вообще эта тема терзает меня уже года полтора, и приходится ее рассматривать с разных ракурсов.
1. После школы каждый гражданин нашей страны поступает куда-либо для получения какой-либо профессии. Это логично: без профессии человек — никто.
Вот тут возникает вопрос: зачем люди идут учиться на экономистов, юристов и программистов, а потом вузы пачками выпускают «дипломированных специалистов»? Ведь профессия эта, согласитесь, штучная. Я понимаю: если ты офигенный спец, ты всегда найдешь себе место под солнцем. Но на самом деле диплома нет только у ленивого и бедного.
Пример. У меня есть стародавняя знакомая с дипломом о высшем экономическом образовании. Работает секретаршей в одной фирме и жалуется, что ей платят мизер. Интересно то, что трудится она с 9 до 18.00, а на работе только тем и занимается, что раскладывает «Косынку», заполняет бумажки и отвечает на звонки. Я бы тоже на месте работодателя за такой «обезьяний труд» копейки платил (хотя все профессии важны и нужны). Стоило ли на это тратить пять лет в универе?
2. Крупные компании дают объявления о том, что им нужны креативно мыслящие люди с трезвыми и новыми мыслями, а не персонажи, просиживающие штаны на работе с 9 до 18.00. Одно из условий — это опыт, то есть трудовой стаж, но тут возникает проблема. Как выпускнику вуза попасть в хорошую фирму? Да никак.
В одной крупнейшей дилерской фирме — не хочу говорить название — катастрофически не хватает управленцев, а на вопрос «Почему не хотите брать молодых спецов?» мне ответили: «Мы не хотим их учить». Получается замкнутый круг: выпускники имеют профессии, которые не подходят работодателям. А работодатели воротят нос от новых кадров. Вот и делайте выводы, дамы и господа! И эту проблему невозможно решить одним лишь сокращением количества вузов в стране.
Количество вузов в России действительно зашкаливает за все разумные пределы. Я совсем не против закрыть 90% юридических и театральных вузов. И тех и других у нас переизбыток. Но давайте посмотрим на проблему с другой стороны. По количеству людей с дипломом о высшем образовании, согласно той же статистике, у нас 25% от всего народонаселения — почти как в США. Но США поставили перед собой задачу — до 2015 года дать высшее образование 50% своих граждан. Также я не соглашусь с мнением, что учеба в коммерческом вузе хуже, чем в государственном, — все зависит от преподавателей. А главное — специалист достается государству на дармовщинку: оно ничего за него не платит. Государству, на мой взгляд, надо взять и прошерстить все вузы на предмет соответствия стандартам о высшем образовании, позакрывать бесконечное число филиалов Московского государственного (дальше подставляйте что хотите) и, конечно, прекратить выдавать диплом о втором высшем образовании за год-два беззаботного посещения лекций по субботам. Хочешь еще одни корочки — пожалуйста, оттруби положенные пять лет.
Половину московских вузов надо не то что позакрывать, а уничтожить до самого последнего камня фундамента. Чему и как там учат — это постижимо единицам, их же создавшим. Есть у меня знакомая. Учится в некоем МИЭМП, как сегодня узнал. На факультете управления. В ее случае это факультет «Управление персоналом», как я понял.
Произошел вот такой диалог сегодня в аське:
— Кстати, а ты не знаешь, какую тему можно выбрать для реферата по созданию собственного дела?
— Реферат по созданию собственного дела? Разве такое есть? Может, ты о бизнес-проекте?
— Нет, не бизнес-проект. У нас в универе предмет такой сейчас, и надо реферат подготовить на любую тему по предмету.
— Создание собственного дела называется? Wtf?
— Ага.
— Что за бред? А что вы там изучаете?
— Это смесь менеджмента, права и предпринимательства.
— Предпринимательство — это тоже такой предмет?
— Ага.
А мне всегда казалось, что предпринимательство — это деятельность такая, очень хорошая дефиниция которой дана в ГК. Оказывается, это еще и предмет. Видимо, отстал от жизни.
Но предмет «Открытие собственного дела»… Теперь я знаю, откуда выйдут будущие основатели монополий. И теперь я уже не думаю, а знаю, что наша экономика все-таки рухнет к чертям собачим — с подобными вузами и подобными предметами.
По материалам интернет-издания Эксперт-Онлайн.