Министерство образования и науки РФ подготовило законопроект, разрешающий госбюджетным учреждениям образования и науки создавать малые предприятия, внося в качестве вклада оцененные права на результаты интеллектуальной деятельности
Опубликовано 16 мая 2008Министерство образования и науки РФ подготовило законопроект, разрешающий госбюджетным учреждениям образования и науки создавать малые предприятия, внося в качестве вклада оцененные права на результаты интеллектуальной деятельности. Об этом сообщил глава Минобрнауки Андрей Фурсенко на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации, который проходил 18 апреля в Дубне.
А. Фурсенко отметил, что, несмотря на значительно меньший по сравнению с ведущими индустриальными державами опыт ведения инновационной деятельности, в России действует национальная инновационная система, осуществляется коммерциализация научно-технических результатов и обеспечен рост производства новой высокотехнологичной продукции.
Именно национальная инновационная система, считает А. Фурсенко, является центральным элементом инловационного сценария развития экономики, она обеспечивает необходимые условия для разработки новых технологий, скорейшего их внедрения, налаживания масштабного производства новых, конкурентоспособных на мировом уровне товаров и услуг.
По словам министра, благодаря предпринятым в последние годы усилиям удалось достичь результатов практически по всем основным направлениям формирования национальной инновационной системы.
В частности, А. Фурсенко сообщил, что при различных формах государственного участия организовано 62 центра коллективного пользования, более 120 инновационно-технологических центров и технопарков, 86 центров трансфера технологий.
Действенными механизмами поддержки инноваций явились особые экономические зоны, различные институты развития, в том числе Российская венчурная компания, а также госкорпорации, включая ГК "Роснанотех".
Для задания государством ориентиров в инновационной сфере реализуется ряд важнейших инновационных проектов, имеющих эффект на уровне экономики и безопасности страны в целом. Они направлены на усиление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей и отработку механизмов частно-государственного партнерства. "В рамках ФЦП "Исследования и разработки на 2007 - 2012 годы" на эти цели предусмотрено около 20 млрд. руб. (доля внебюджетного софинансирования - 60%, ежегодная выручка - 5 руб. на каждый вложенный государством рубль)", - цитирует слова А. Фурсенко пресс-служба Минобрнауки.
Вместе с тем, масштаб этой деятельности ни в коем случае не может нас устраивать, заявил министр. По его мнению, главным ограничителем роста стал недостаток комплексного подхода к развитию инновационного сектора.
При таком подходе любые решения экономической направленности рассматривались бы с позиции стимулирования именно инновационного развития, и только в этом случае можно действительно перейти от управления затратами к управлению результатами и обеспечить инновациям адекватную роль в развитии экономики страны, убежден А. Фурсенко.
Он рассказал о предложениях Министерства образования и науки РФ по данному вопросу. Во-первых, по словам министра, требуется переломить сложившуюся негативную тенденцию, при которой увеличение бюджетного обеспечения сферы научных исследований не приводит к увеличению объема ее финансовых ресурсов в целом, а лишь вытесняет и замещает в них деньги частного сектора.
"Бизнес сегодня не хочет или не готов полноценно участвовать в формулировании задач и заказов", - констатировал А. Фурсенко.
Он отметил, что самый большой дефицит заявок в рамках ФЦП "Исследования и разработки на 2007 - 2012 гг." наблюдается по направлениям "работы по тематике бизнес-сообщества", которые обеспечены финансированием в 15 млрд. руб. из федерального бюджета, но требуют адекватного софинансирования и призваны разделить технологические риски с бизнесом.
Во-вторых, по словам А. Фурсенко, явными препятствиями на пути ускоренного инновационного развития остается, с одной стороны, недостаточная конкурентоспособность российского сектора исследований и разработок, с другой - низкий уровень коммерциализации получаемых научно-технических результатов.
Для устранения первой проблемы Минобрнауки предлагает ввести в практику конкурсы программ развития научно-исследовательских институтов. Тот же конкурсный подход должен быть реализован для российских исследовательских структур и на международном уровне.
С учетом особой важности для инновационной сферы системного долгосрочного прогнозирования научно-технологического развития России Минобрнауки начало работу по реализации такого прогноза на период до 2025 г., сообщил А. Фурсенко.
На сегодня получены первые результаты, показывающие, в частности, что для перехода к политике ускоренной технологической модернизации экономики следует сконцентрировать ресурсы государства на тех технологических проектах и программах, которые: находятся в сфере непосредственной ответственности государства (оборона, здравоохранение, образование и фундаментальная наука); востребованы бизнесом, но одновременно входят в сферу интересов государства (экология, атомная энергетика, модернизация инфраструктуры); обеспечивают создание новейшей технологической базы (нанотехнологии).
Эти задачи, по словам А. Фурсенко, могут быть эффективно решены специфическими взаимоувязывающими инструментами - технологическими коридорами, которые предлагает национальная инновационная система. Однако ее возможности сегодня сильно ограничены действующим законодательством. По словам министра, существующая нормативно-правовая база сформирована с ориентиром, прежде всего, на обеспечение стабилизации, а не на развитие, охрану и использование результатов интеллектуальной деятельности.
"Сегодня наша правовая среда фактически блокирует то новое, что вносит сама жизнь, и в целом является неблагоприятной для формирования и развития эффективной инновационной системы", - заявил А. Фурсенко. По его словам, стоящие пред страной задачи требуют совершенно иного подхода - стимулирования инновационной деятельности, снятия сдерживающих развитие барьеров.
Такая работа активно ведется, отметил А. Фурсенко и в качестве примера привел разработку двух законопроектов - "О передаче технологий" и "О патентных поверенных". "Эти меры обеспечивают в основном создание целостной системы управления правами на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета, - подчеркнул министр. - В частности, за госбюджетными учреждениями образования и науки, создающими значительный объем таких результатов, закрепляются права на них, что мотивирует предприятия и исследователей на инновационное поведение".
Однако, по его словам, для практического внедрения эти учреждения должны иметь адекватные механизмы, например, возможность создавать малые предприятия, внося в качестве вклада оцененные права на результаты интеллектуальной деятельности.
"Это требует реформирования ряда норм Гражданского и Бюджетного кодексов и других федеральных законов. Соответствующий законопроект подготовлен Минобрнауки России", - сообщил А. Фурсенко.
Также, по его словам, определенной редакции требуют и отдельные положения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Как отметил министр, в законе отсутствуют важнейшие с точки зрения эффективной организации закупок НИОКР нормы, в частности, по привлечению софинансирования исполнителем, дополнительному времени на экспертизу заявок, квалификационным требованиям к участникам, возможности заключения контракта с несколькими участниками.
"Проект федерального закона о внесении изменений в 94-ФЗ подготовлен и находится на согласовании", - сообщил А. Фурсенко.
"Инновации - это движение вперед, это мощнейший инструмент развития всех сторон жизни общества. Старые правила надо менять, потому что инновации не могут ждать", - заключил глава Минобрнауки.
По материалам издания Торговая газета.