Алексей Чаплыгин, руководитель проектов агентства «РейтОР» рассказывает как выбрать высшее учебное заведение
Опубликовано 05 июня 2008Вуз обязательно должен быть исследовательским — в этом случае мысль в его стенах не застаивается, образование не превращается в тупое заучивание догм. Определите (возможно, и с нашей помощью) объемы ресурсов, привлекаемых вузовскими исследователями. Если этот объем постоянно растет, расширяется круг заказчиков научной и технологической продукции вуза, берите его на заметку.
Вуз должен располагать развитой информационно-компьютерной инфраструктурой, постоянно инвестировать значительные средства в ее совершенствование. Узнайте о существующих и перспективных возможностях в изучении, применении и развитии компьютерных технологий в вузе. Посмотрите, существуют ли при нем технопарки, что за компании концентрируются в них, над какими проблемами они работают, и если уровень инновационной деятельности высок — смело отмечайте этот вуз в вашей оперативной памяти.
Вуз должен иметь развитую социальную сеть — общежития (для студентов, а не для гастарбайтеров! — это легко определить, изучив форумы), рекреации, физкультурную инфраструктуру. Ваш активный и трудоспособный мозг должен размещаться в здоровом и исправном теле.
Вуз должен быть предельно открытым: постоянно информировать о планах (в первую очередь — направленных на абитуриентов), рассказывать о специализациях и направлениях подготовки, знакомить с преподавателями, обсуждать студенческую жизнь, представлять студентам работодателей, которые ждут выпускников. Оцените с этих позиций сайты вуза и интересующих вас факультетов, выйдите на странички кафедр и преподавателей. Если сайт вуза представляет собой почти не меняющуюся на протяжении месяцев «промокашку», то этот вуз не для вас.
Сообщества студентов и выпускников должны быть активны. Поищите сайты этих сообществ и, если увидите множество форумов, обсуждение интересных тем, свободный обмен мнениями, отзывы о встречах выпускников, смело запоминайте этот вуз. А если увидите, что выпускники жертвуют в фонд целевого капитала этого вуза значительные ресурсы, то поднимайте в собственном рейтинге этот вуз на одно из высших мест.
Вуз должен иметь традиции. Совершенно не обязательно, чтобы эти традиции складывались на протяжении веков: в нашем быстро изменяющемся мире традиции создаются и укореняются и в течение 1–2 периодов обучения, то есть за 5–10 лет. Важно, чтобы сообщества преподавателей, исследователей, студентов, выпускников, просто партнеров активно участвовали в жизни вуза. Посмотрите, существуют ли и развиваются ли научные школы в этом вузе. Узнайте, много ли выпускников эмигрировали и работают в известных зарубежных компаниях. Поинтересуйтесь, участвуют ли они в жизни вуза.
По материалам издания Эксперт-онлайн.