Самарская область подтвердит свое участие в комплексном проекте реформирования российской системы образования
Опубликовано 06 июня 2008Коллегия министерства образования обсудила итоги и перспективы эксперимента по созданию образовательных округов на территории области. В министерстве уверены, что эксперимент продолжится. И Самарская область подтвердит свое участие в комплексном проекте реформирования российской системы образования.
Напомним, эксперимент по управлению региональными системами образования на основе образовательных округов был начат именно в нашей губернии. В 2001 году Самарская область стала экспериментальной площадкой внедрения этого проекта. Уже через год самарский опыт был принят на федеральном уровне. В 2005 году к нашей области присоединилось еще 4 региона - Астраханская, Кировская, Сахалинская и Ульяновская области. Чуть позже участником эксперимента стал Чукотский автономный округ. А в 2006 году федеральное правительство утвердило постановление о проведении общероссийского эксперимента. Однако сроки его проведения на территории нашей области истекают в этом году. И необходимо принимать решение о его дальнейшей судьбе.
В Самаре уже прошла межрегиональная конференция, посвященная опыту внедрения системы образовательных округов в отрасли образования. Участники конференции пришли к выводу, что наш регион накопил уникальный опыт, который можно транслировать на общероссийскую систему образования.
Сегодня на территории губернии действует 13 образовательных округов. Можно смело говорить о ряде позитивных преобразований в местной системе образования. Во-первых, улучшилась управляемость системы. За счет четкого деления ответственности на региональный и муниципальный уровни, повысилась эффективность взаимодействия уровней. Ускорилась реализация государственных решений. Во-вторых, почти втрое уменьшились затраты на финансирование управляющего состава системы образования. До начала эксперимента 5% общих расходов отрасли приходилось на содержание управленцев. Сейчас же эта цифра составляет всего около 1,5%. В-третьих, повысилась эффективность воспроизводства кадрового потенциала в сельских районах, поскольку учреждения среднего и начального профессионального образования теперь не ограничены рамками своих муниципалитетов, а ориентированы на существующую рыночную среду.
В-четвертых, благодаря системе межмуниципальных маршрутов школьных автобусов удалось повысить доступность образования для школьников губернии. И, наконец, повысилось качество знаний школьников. Так, по результатам госэкзаменов, школьники из отдаленных сел и районов губернии все больше догоняют своих сверстников из крупных городов. Результаты тестирования с каждым годом улучшаются.
Однако на последнем этапе реализации эксперимента выявились и проблемы. Главная из них вытекает из изменения федерального законодательства. Эффективность местной реформы снизилась из-за дублирования ряда полномочий. Особенно «проблемным», по мнению участников коллегии, это дублирование стало в Тольяттинском и Самарском образовательных округах.
В связи с этим министр науки и образования Самарской области Дмитрий Овчинников считает, что на третьем этапе эксперимента (а в его продолжении губернское Минобразования не сомневается) необходимо выбрать путь, по которому идти дальше. Либо добиваться изменения федерального законодательства, либо адаптироваться к существующему. Как считает министр, наметились предпосылки для реализации первого пути: российские парламентарии обсуждают законопроект о соучредительстве в системе образования. Проще говоря, о введении государственно-частного партнерства в развитии образовательных учреждений.
Здесь стоит отметить, что и в этом направлении наша губерния – пионер. Уникальный пример государственно-частного партнерства – проект «Достойные граждане великой страны» реализуется на нашей территории уже второй год. Более того, Самарская область участвует в общероссийском эксперименте комплексной модернизации системы образования. Правда, сейчас мы лишь условно входим в число регионов-участников проекта, поскольку не во всех образовательных учреждениях губернии введена отраслевая система оплаты труда. Но, по словам заместителя министра науки и образования Владимира Пылева, эти «оплошности» уже исправлены. И на заседании экспертного совета в Москве, которое пройдет 30 июня, Самарская область, скорее всего, станет полноправным участником проекта и получит дополнительно из федеральной казны около 100 млн. рублей.
Между тем, на ближайшем заседании областного правительства должно быть принято новое положение о Министерстве науки и образовании Самарской области. Предполагается создание управления, которому будут переданы контрольно-надзорные функции в отрасли образования.
По материалам РИА «Самара».