Чем дальше Россия продвигается по пути рыночной экономики, тем актуальнее для огромной части ее населения становится постулат о том, что нельзя экономить на двух вещах: здоровье и образовании
Опубликовано 16 июня 2008Чем дальше Россия продвигается по пути рыночной экономики, тем актуальнее для огромной части ее населения становится постулат о том, что нельзя экономить на двух вещах: здоровье и образовании. Что касается медицины, то это отдельная, непростая и неоднозначная тема. С образованием все проще, по крайней мере, идеологически. Вспомним, что в прежние времена советские люди считались "самыми читающими в мире", а тогдашнее высшее образование котировалось высоко даже на Западе. Неслучайно, когда "железный занавес" пал, многие талантливые и просто одаренные специалисты подались на вольные хлеба за рубеж, где их, в отличие от Родины, ждали с распростертыми объятьями. Канули в Лету и "дикие 90-е" с их забвеньем ученого люда и теорией, что учиться не нужно - работая продавцом в ларьке, раздобыть деньги проще, чем сидя в каком-нибудь НИИ, где зарплату выплачивают изготовленными по конверсии допотопными кухонными комбайнами. И то дважды в год. За последние несколько лет пошатнувшийся было престиж высшего образования не просто восстановился, но и еще более упрочился. Мы как-то смирились с тем, что теперь оно стоит денег, и, по статистике, даже бедные семьи готовы экономить, отказывая себе во всем, чтобы оплатить учебу детям. Параллельно выросло предложение на рынке образовательных учреждений, выживание которых сегодня зависит от притока студентов. Итак, кто сегодня выбирает высшее и чье предложение победит в конкурентной борьбе?
Для того, чтобы понять это, нужно знать, как живут сегодня образовательные учреждения. О том, что с ними было в уже упомянутые 90-е годы, помнят все. А вот после 2000 года ситуация начала меняться. Динамику этих изменений озвучила в рамках пресс-конференции "Перспективы развития рынка образовательных услуг в России: что предложат лучшие вузы, что выберут лучшие абитуриенты" доцент кафедры общего и стратегического менеджмента факультета менеджмента ГУ ВШЭ Надежда Титова. Прежде всего, лидирующие позиции учебного заведения определяются четырьмя факторами: ростом масштабов (специализации, объем преподавательского штата, количество студентов), финансовым положением, ресурсным обеспечением образовательного процесса, масштабами непрофильной деятельности. Исходя из этого, она прокомментировала результаты исследований, проведенных в разное время.
Так, в 1999 году положение всех вузов, включенных в исследование, было однозначно тяжелым. В то время оно зависело как от исходного уровня благосостояния и имиджа (МВТУ им. Баумана жилось лучше, чем рядовому пединституту), а также от региональной принадлежности. Масштабы непрофильной деятельности в целом тогда были велики, то есть сдачей в аренду помещений пробавлялись практически все. Оказалось, что самостоятельно не то что развиваться, а просто выживать учебные заведения фактически неспособны.
В 2000 году существенно выросло государственное финансирование высшего образования. И это не замедлило сказаться на положении дел, но, как ни парадоксально, прежде всего - в отрицательном аспекте. Снизилось число вузов-лидеров (с 29 до 23-х), выросло количество студентов-двоечников. Но успех уже обеспечивали не только имидж и месторасположение, но и профиль учебного заведения. Так, увеличилась популярность "модных" на тот момент юридических и экономических вузов, в то время как инженерные и классические утратили позиции. Впервые особое значение при выборе студентов начала приобретать успешность отрасли, то есть они начали задумываться: какие перспективы им "светят" после окончания учебы?
2005 год обозначен для образовательной сферы не просто резким увеличением госассигнований и, соответственно, числа вузов-лидеров, но и снижением количества неуспевающих студентов. Их место заняли троечники - те, что кое-как сдают сессии, тратя все время и силы на подработку. Понять студентов можно: прожить на стипендию сегодня может лишь отшельник, питающийся акридами, а на помощь родителей рассчитывают не все. Но это, увы, не идет на пользу качеству образования. На рынке высшего профобразования растет конкуренция, и к вузам-лидерам отныне принадлежат не только столичные, но и региональные. Кстати, лидеров в Санкт-Петербурге оказалось больше, чем в Москве, но там ниже конкуренция, а учебных мест априори мало. Еще одна тенденция времени - появление региональных кластеров, где все вузы развиваются равномерно плохо. Причина в их избыточном количестве и в том, что на борьбу за студента уходят все силы. На учебный процесс их как-то не остается.
Что обеспечивает успех современного высшего учебного заведения? По мнению Н.Титовой, это, прежде всего, профиль деятельности и место расположения. Многое зависит и от собственной активности. Современные вузы, успешно использующие стратегии управления, ориентирующиеся на лучшие образцы, совмещающие образовательный процесс и трудоустройство в лучших компаниях, - популярны и востребованы. Да, значительному числу вузов удается держаться на первых позициях за счет внешних факторов. Но это означает, что государство, уделяя лидерам особое внимание, должно требовать от них делиться ноу-хау с конкурентами, дабы те тоже смогли улучшить положение дел.
Тем более, что скоро российские вузы ждет очередная "революция" - всеобщих переход на обязательную двухуровневую систему образования. Законодательное обеспечение этого было разработано и принято в конце 2007 года, и сейчас есть около двух лет на переходный процесс. Необходимо разрабатывать новые программы и требования. А также переоформлять лицензии, получать свидетельства о госаккредитации образовательных программ по новым направлениям, отмечает заместитель начальника отдела учреждений высшего профессионального образования и вузовской науки Управления и реализации приоритетного национального проекта "Образование" Федерального агентства по образованию Елена Попова. До 1 сентября 2009 года вузы еще могут принимать студентов на обучение по старым программам, но набор-2010 будет вестись уже по-новому. Впрочем, всем, кто поступал по сегодняшним стандартам, будет дана возможность доучиться. Абитуриентам-2010 нужно будет помнить, что с 2009 года система Единого госэкзамена вступает в действие в полном объеме, однако ряд вузов имеет право устанавливать дополнительные творческие или профессиональные испытания.
Как отмечает директор Центра экономики непрерывного образования Татьяна Клячко, из-за ожидающегося в 2008-2009 годах снижения доли госфинансирования, осуществить этот переход будет непросто. Те вузы, в которых не будет достаточного числа бакалавров и магистров, не могут рассчитывать на существенный рост зарплаты преподавательского состава. К чему это приведет, объяснять не надо.
Между тем спрос на образовательные услуги, в первую очередь, платные, растет поистине гигантскими темпами. Начавшееся в 90-е годы разгосударствление образовательной системы привело к тому, что сегодня в России действует 60% государственных вузов и 40% негосударственных. Что касается филиалов вузов, то в 81% случаев они государственные, оставшиеся 19% принадлежат частным учебным заведениям. Переход на платное образование привел к тому, что в настоящее время из 7,5 млн студентов 4 млн учатся за деньги. Из них на долю "платников" в государственных вузах приходится 3 млн, оставшиеся платят в казну частников. Начиная с 2000-х годов число поступивших в вузы выше, чем число закончивших школу. Сейчас разница составляет порядка 350 тыс. человек в год. Это объясняется тем, что все чаще выпускники учебных заведений начального и среднего профобразования идут продолжать учебу в вузы. Сделать это намерены соответственно 53% и 78% выпускников. Параллельно растет количество студентов-заочников. Сегодня на заочных отделениях обучается почти половина всех студентов. При этом количество тех, кто платит за учебу, среди них выше, чем среди очников. Все это говорит о том, что в России сформировался рынок массового дешевого высшего образования, резюмирует Т.Клячко. Средняя плата за год обучения составляет 36 тыс. руб., и инвестировать такие деньги в образование по силам большинству работающих. Если, конечно, есть желание, а оно, как мы уже поняли, есть.
Остается ждать, когда вузы поймут, что необходимо перестраиваться для того, чтобы готовить удовлетворяющие современным требованиям кадры. О кадровом голоде, несмотря на почти повальное увлечение высшим образованием, неоднократно говорилось с самых высоких трибун. Неудивительно, что условием приема на работу становятся не наличие образования, а стаж работы по специальности. Но говорить о том, какой вуз выбрать, чтобы получить востребованное на рынке образование, в рамках этой статьи смысла не имеет. Эта тема заслуживает отдельного и серьезного разговора, который непременно состоится.
Наталья Бокарева. ГлобалИнфо.