Что отражает зарплата выпускника?
Опубликовано 07 июля 2008Одним из наиболее значимых показателей карьеры выпускников, по уже устоявшемуся общественному мнению, является заработная плата. В этой связи вполне оправдано проведение Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с компанией «Future Today» в ноябре – декабре 2007 года исследования – «Молодежь о карьере: амбиции и реальность».
Тем не менее, заработная плата не всегда является адекватным инструментом оценки старшекурсников и выпускников вузов.
Опираясь на работы кадрового дома SuperJob и других исследовательских структур по теме «Выпускник вуза и его зарплата» и на широкий спектр собственных исследований специалисты НРА «РейтОР» делятся своими соображениями, насколько вообще целесообразно использовать показатель заработной платы для оценки выпускников вузов и каким образом его лучше всего применять. При этом подробно анализируются материалы исследования ВЦИОМа.
В первую очередь следует отметить, что в обозначенном выше исследовании «Молодежь о карьере: амбиции и реальность» точно сформулированы вопросы, которые позволяют оценить амбициозность выпускников и их реальные ожидания. Для оценки карьерных амбиций выпускников используется вопрос: «Какую зарплату Вы считаете справедливой для себя после окончания университета с учетом полученных знаний и навыков?». Для оценки реальных ожиданий выпускников их спрашивают: «Какую зарплату Вы реально рассчитываете получать после окончания университета?». Тем не менее, здесь стоит кое-что уточнить.
Во-первых, зарплата является важнейшим, но не единственным показателем оценки амбициозности выпускников. В качестве другого показателя этой группы можно использовать, например, должностную категорию, которую стремится занять выпускник сразу после окончания вуза, так как карьера, например, научного работника при всей ее значимости, не позволяет рассчитывать на высокую зарплату. При этом могут быть применены следующие вопрос и шкала:
«Как Вы думаете, какую должность более всего предполагает то образование, которое Вы получаете?
1. Рабочий
2. Специалист, служащий, инженерно-технический работник
3. Мастер, менеджер среднего звена
4. Научный работник, преподаватель
5. Управляющий, топ-менеджер
6. Владелец собственного дела, собственник
7. Другое_______________________________»
Во-вторых, для оценки реального уровня заработных плат выпускников вузов необходимо использовать другие исследовательские процедуры. В европейских государствах и США в этом случае принято применять статистические данные об уровне заработной платы. В России подобная статистика пока в очень незначительной степени отражает действительность. Данные о реальных доходах граждан в России собрать до сих пор затруднительно. В этой связи самооценки выпускников можно дополнить оценками работодателей, данными выборочных обследований предприятий. Эта информация показывает, что выпускники склонны завышать реальную заработную плату, что также свидетельствует об их амбициях.
Так в Москве наблюдается смещение в оценках старшекурсников и работодателей. Высокая амбициозность старшекурсников не позволяет им трезво оценивать ситуацию и называть ту заработную плату, которую они смогут получить. Подобные тенденции были выявлены НРА «РейтОР» также в ходе других исследований в Приволжском федеральном округе (2005 г.), Санкт-Петербурге (2006 г.), крупных городах Урала и Сибири (2006 г.), краях и областях Южного федерального округа (2007 г.).
Важной составляющей исследования ВЦИОМа является построение распределений с учетом характеристик респондентов (кросс-табуляция). При этом используются такие значимые характеристики, как место обучения (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск), пол респондентов (мужской, женский), успеваемость (почти все пятерки, в основном пятерки и четверки, в основном четверки, в основном четверки и тройки, в основном тройки), опыт работы, значимость факторов построения карьеры. Влияние этих характеристик на карьерные амбиции и зарплатные ожидания старшекурсников действительно велико. Тем не менее, целесообразно выделить еще несколько факторов, которые влияют на ответы респондентов относительно их заработной платы.
Первым из таких факторов является специальность (направление подготовки бакалавров и магистров). Исследования показывают, что профиль образовательной программы существенно сказывается на ответах респондентов.
Всего в ходе исследования было выделено 5 направлений: энергетика, IT и телекоммуникации, машиностроение, менеджмент и экономика, газ и нефтехимия. Другие направления не исследовались. Как показано на рисунке 2, наблюдаются серьезные отличия, в частности, между относительно современными направлениями (менеджмент и экономика, IT и телекоммуникации) и традиционными (энергетика, машиностроение, газ и нефтехимия) по доле респондентов, которые ожидают получать более 30 000 рублей сразу после окончания вуза. В машиностроении при этом наиболее велика доля опрошенных, реально рассчитывающих получать до 10 000 рублей. Можно только предположить, что в таких сферах как медицина, государственная и муниципальная служба, педагогика и ряде других ожидания денежной компенсации за труд могут быть еще ниже.
Следующим важным фактором является категория вуза, в котором учится старшекурсник. При этом могут использоваться различные основания классификации для группировки вузов:
- организационно-правовой статус (государственный вуз, негосударственный вуз);
- профиль вуза (технические и технологические вузы, архитектурные и художественные вузы, экономические вузы, юридические вузы, вузы сервиса и т.д.);
- категория вуза (университет, академия, институт) и др.
Наиболее существенные различия наблюдаются между государственными и негосударственными вузами. Это во многом связано со стереотипами общественного сознания («только в государственном вузе можно получить качественное образование») и существенным образом влияет на амбиции выпускников. В частности, многочисленные исследования НРА «РейтОР», проведенные в 2005-2007 гг. на территориях Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска, показывают, что в таких направлениях, как экономика и менеджмент, IT и телекоммуникации зарплатные ожидания старшекурсников негосударственных вузов в целом значительно ниже, чем государственных.
В целом следует отметить, что исследование ВЦИОМа наглядно отражает те тенденции, которые существуют сегодня с трудоустройством старшекурсников: уровень амбициозности у молодых людей высок, при этом их зарплатные ожидания во многом не совпадают с действительностью.
РейтОР