Один в школе не воин
Опубликовано 10 июля 2008Члены Общественной палаты не сошлись во мнениях по поводу возвращения начальной военной подготовки
С неожиданной инициативой выступил глава комиссии Общественной палаты по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей, полковник в отставке Александр Каньшин. Выступая вчера на пресс-конференции в Хабаровске, г-н Каньшин предложил восстановить в российских школах обязательный курс начальной военной подготовки (НВП), отмененный в начале 90-х. «Надо восстанавливать НВП в средних школах, не надо бояться никакой милитаризации, необходимо мужское воспитание ребят», -- уверенно заявил глава комиссии ОП. Г-н Каньшин пояснил, что таким образом армия получит в свое распоряжение подготовленных бойцов, ведь за один год строевой службы крайне сложно подготовить грамотно обученного солдата, умеющего обращаться с современной военной техникой. К тому же, уверен полковник Каньшин, именно отсутствие начальной военной подготовки в школьной программе является одной из причин дедовщины и даже гибели военнослужащих-срочников.
По словам члена Общественной палаты, набрать в российские школы достаточное количество преподавателей НВП не проблема. Учить юношество премудростям военной науки должны отставные офицеры. «В России 50 тыс. школ, если в школу придут 50 тыс. мужчин-преподавателей, это будет польза и для школы, и частично решится вопрос с адаптацией к гражданской жизни военных пенсионеров, возраст которых 45--50 лет», -- заявил Каньшин. В заключение руководитель комиссии ОП по делам ветеранов и военнослужащих пообещал, что уже нынешней осенью Общественная палата выступит с инициативой о внесении соответствующих изменений в российское законодательство об образовании.
Однако практически сразу же ОП поспешила дезавуировать сообщения о том, что «официальные представители гражданского общества хотят милитаризовать школу». «Я полагаю, что все это несвоевременно, и при всем моем уважении к г-ну Каньшину я не понимаю, зачем это нужно», -- заявил «Времени новостей» член комиссии Общественной палаты по образованию и науке Ефим Рачевский. Он особо подчеркнул, что Каньшин высказал исключительно свою личную точку зрения. Более того, ни на одном из заседаний Общественной палаты эта проблема не обсуждалась. По мнению г-на Рачевского, начальная военная подготовка в том виде, в котором она существовала в советских школах, к нынешним условиям явно не подойдет. «Я давно работаю директором школы и помню, что такое НВП, -- заметил он. -- Сегодня и армия другая, и требования другие, поэтому маршировка, сборка-разборка автомата Калашникова и душевные беседы с отставным полковником -- это не XXI век».
К тому же, замечает г-н Рачевский, возникает вопрос: где заинтересованное ведомство -- Минобороны -- найдет несколько десятков тысяч грамотных педагогов, которые к тому же могли бы преподавать эту дисциплину на современном уровне? «Если же речь идет о том, что надо трудоустроить офицеров запаса, то, по моему мнению, лучшие офицеры сейчас не уходят в запас -- их армия оставляет при себе», -- полагает собеседник «Времени новостей».
Ефим Рачевский напомнил, что согласно действующему закону об образовании, НВП может преподаваться в школах факультативно, за счет ресурсов заинтересованного ведомства. Превращение военной подготовки в обязаловку, по его мнению, совершенно излишне, тем более, что и нынешняя школьная программа предусматривает ознакомление молодых людей с «начальными знаниями в области обороны». Как известно, в середине 90-х вместо отмененной НВП был введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Предполагалось, что в этом курсе основной упор будет сделан не на подготовке молодого бойца, а на обучении навыкам выживания в экстремальных ситуациях. В 1998 году Минобразования рекомендовало ввести в курс ОБЖ раздел «Основы военной службы», в рамках которого допризывников отправляют на военно-учебные сборы.
«В сегодняшней ситуации достаточно курса ОБЖ. Не нужно и нецелесообразно менять закон об образовании и вводить начальную военную подготовку в качестве обязательной части школьной программы», -- подчеркнула в разговоре с корреспондентом «Времени новостей» замглавы комиссии ОП по образованию и науке Любовь Духанина. По ее словам, курс ОБЖ достаточно хорошо отработан: он преподается либо как отдельный предмет, либо как дисциплина, интегрированная в ряд предметов. Если к тому же в школы вернутся военруки, то это придется сделать за счет уменьшения количества часов, отведенных на изучение точных и гуманитарных наук. А увеличивать число уроков нельзя -- отечественные школяры и так проводят в классах достаточно много времени. «Российские старшеклассники изучают 19 различных предметов, -- напоминает Ефим Рачевский. -- Если ввести еще и двадцатый, то это можно будет сделать лишь в ущерб качеству преподавания».
Михаил МОШКИН. Время новостей