Андрей Фурсенко: одна из основных проблем сегодняшней науки – кризис научных кадров
Опубликовано 23 июля 2008В 90-е годы из-за недофинансирования научной сферы была подорвана российская система воспроизводства научных и научно-педагогических кадров. За период с 1990 по 2005 год общая численность сотрудников, занятых научными исследованиями и разработками в России, сократилась на 58%. Об этом сообщил Министр образования и науки, открывая 20 июля в Новосибирске Международную летнюю школу молодых ученых государств – участников СНГ.
По данным министра, за этот период российская наука потеряла более миллиона исследователей. Для исправления сложившейся ситуации, как рассказал Андрей Фурсенко, была разработана федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. 23 июня текущего года она была одобрена на заседании президиума Правительства РФ.
По словам Министра, основная цель программы – создать условия для эффективного воспроизводства научных кадров и закрепления их в этой сфере. В рамках программы, как рассказал Андрей Фурсенко, будет осуществляться адресное финансирование исследований, проводимых молодыми научными коллективами в разных уголках страны. Также будут выделены средства на проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций, олимпиад, конкурсов, на создание и поддержку центров научно-технического творчества молодежи, на закупку научного оборудования для российских вузов. Кроме того, в рамках программы предусмотрено строительство общежитий и гостевых домов – как для студентов, так и для профессорско-преподавательского состава.
На совещании с ректорами университетов и академий Новосибирской области, прошедшем в рамках рабочего визита Андрея Фурсенко в регион, министр рассказал, что государство возьмет на себя оплату половину от стоимости всех расходов научных исследований в вузах, которые будут осуществляться по заказу промышленных предприятий и коммерческих структур. По его словам, бизнес должен сформировать для вуза заказ на нужные ему исследования и взять на себя половину расходов, вторую же половину оплатит государство. При этом вузы могут рассматривать и варианты совместной работы с научными институтами.
Такая система финансирования научных исследований в высших учебных заведениях, по мнению Андрея Фурсенко, должна повысить результативность вузовской науки и ориентировать ее на потребности экономики. Если же и на этих условиях полноценные научные исследования в вузах возродить не удастся, то, как заметил министр, «надо будет честно признать - вузовская наука бизнесу не нужна».
В целом, говоря о развитии российской высшей школы, Министр образования и науки РФ подчеркнул: «нам предстоит несколько очень интересных новых этапов». «Ближайший из них – это переход на новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы. И в этом плане у нас есть уникальная возможность сопоставить результаты с той зарплатой, которую будут получать люди в образовании и в науке», – рассказал Андрей Фурсенко.
Министр напомнил, что эксперимент по переходу на новую систему оплаты труда школьных учителей, при котором заработная плата напрямую зависит от качества преподавания, уже реализуется в отдельных регионах России, в том числе, и в Новосибирской области, в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Кроме того, по его словам, аналогичный проект уже два года идет в Российской академии наук, а в ближайшее время распространится на всю бюджетную сферу.
Андрей Фурсенко отметил, что в Новосибирской области проект по переходу на новую систему оплаты труда успешно реализован как в школах, так и в Академгородке, и у региона есть все шансы войти в число лидеров по введению этой системы в высшей школе.
Об этом сообщает сайт Приоритетных национальных проектов.