Определились основные направления развития образования на ближайшие четыре года, через четыре года получить высшее образование можно будет в техникуме или в ПТУ
Опубликовано 03 сентября 2008Определились основные направления развития образования на ближайшие четыре года. Первый вариант новой программы его модернизации обсудила и одобрила коллегия Минобрнауки. Впрочем, признал глава ведомства Андрей Фурсенко, «по поводу новой модели будет много споров»
От всех предшествующих госпрограмму развития образования на 2009-2012 годы отличает нацеленность на непрерывное образование (в этом плане Россия, где в нем участвуют от 10 до 20% населения, сильно отстает от развитых стран мира) и ставка на общественную оценку качества образования. Обычной практикой станет создание общественных рейтингов школ и вузов с общественной же аккредитацией их образовательных программ и с обязательными публичными отчетами учебных заведений перед населением.
Уже за 2009-2012 годы, разъяснил директор министерского департамента госполитики Игорь Реморенко, «внедрение современной модели образования должно пройти на всех уровнях образования» – от детсадовского до послевузовского. Так, в детских дошкольных учреждениях появятся разные модели образования, и в том числе – для детей раннего возраста и ранних талантов. Кроме того рассматривается возможность сделать предшкольный год в детском саду обязательным для всех желающих.
Компетентностный подход с отказом от механической накачки знаниями захватит не только вузы, но и школу. При этом обучение в младшей школе удлинится, а в старших классах пойдет специализация и профориентация. Средние и высшие учебные заведения по большей части превратятся в автономные учреждения (АУ) со значительной финансовой самостоятельностью и ответственностью. При этом в системе высшего образования окончательно оформится ядро лидеров – группы федеральных и исследовательских университетов с усиленным финансированием. Их задача – достичь уровня, позволяющего конкурировать с лучшими зарубежными вузами. Конкурсной станет и поддержка прочих лидеров образования – инновационных вузов и школ, учителей, талантливой молодежи. Финансирование остальных пойдет по принципу «Деньги в обмен на обязательства (реформ)». Таким образом гарантированное, сметное финансирование образования окончательно уйдет в прошлое.
Появится и будет узаконен новый уровень обучения – технический бакалавриат. Формально это будет считаться высшим образованием. Однако фактически учить на технических бакалавров будут техникумы или даже колледжи (ПТУ), интегрировавшиеся в состав вузов, а то и просто «самоукрупнившиеся». Тем самым, убеждены в Минобрнауки, можно будет «избежать потерь времени на получение высшего образования после окончания среднего учебного заведения», а заодно и сделать выбор высшего образования «более осмысленным».
Таким образом, отмечается в госпрограмме, в 2012 году «пилотные образцы и инновационные образовательные программы станут основой дальнейших общесистемных изменений всей сферы образования. Цель этапа – внедрение механизма ключевых общесистемных изменений».
Впрочем, остается и немало вопросов. Например, достаточно ли для выполнения заявленных амбициозных целей бюджетных средств, заложенных в программу. Особенно если учесть, что бюджет на 2009 год уже сверстан, а он крупных дополнительных трат на образование (63,6 млрд руб.) не предусматривает. (Так только на подъем до должного уровня российских национальных исследовательских университетов, подчеркнул ректор Госуниверситета—Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ярослав Кузьминов, требуется по аналогии, скажем, с Гарвардом, порядка $ 4 млрд, в то время как программа предусматривает в лучшем случае $ 120 млн). В то же время софинансирование образования за счет регионов в соответствии с программой должно увеличиться сразу в девять раз. А это вряд ли реально.
Другой важнейший вопрос – что станется с вузами и их студентами, отнесенными к «третьей категории свежести», – в их число войдет подавляющее большинство высших учебных заведений страны. «Только заочники составляют 49% всего нашего студенчества. Это – реальные люди, от которых мы не имеем права отмахнуться и перекрыть им социальный лифт», – подчеркнул он. Между тем в госпрограмме об их судьбе практически не говорится.
Зато с явно недоброкачественным высшим образованием власти, похоже, и в самом деле собираются покончить, причем при полной поддержке образовательного сообщества: «Халтурное образование, фактически занимающееся продажей дипломов, – хвост, который давно надо отсечь», – заявил ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий. И первыми, похоже, пострадают все-таки заочники. «Вузы, где учатся по 100 тысяч студентов, из которых 70-80 тысяч экстерном, – это чистая торговля дипломами, – заявил Фурсенко. – На сегодняшний день нет технологий, позволяющих вести дистанционное образование в таких масштабах. А, значит, это обман, и мы не должны стесняться о нем говорить. Надо сузить круг таких вузов, но подумать при этом, как защитить интересы ребят, которые там учатся». Свою лепту в этот процесс смогут внести и депутаты. Сегодня (в среду) они заслушают планы модернизации образования на правительственном часе в Госдуме.
По материалам издания Московский Комсомолец.