Депутаты Государственной Думы устроили министру образования и науки Андрею Фурсенко, приглашенному на "правительственный час", настоящий госэкзамен
Опубликовано 05 сентября 2008Экзаменовали по полной программе, а не только по теме "Модернизация образования", которая была заявлена в повестке пленарного заседания. С ней Фурсенко справился легко, сообщив депутатам, что "через образование закладываются основы гражданского общества", что учиться надо непрерывно - в течение всей жизни. "Если базовое образование - это маршевый двигатель ракеты, который должен вывести людей на орбиту, то непрерывное образование - это коррекционные двигатели, которые во время всего полета должны обеспечивать поддержку нужной орбиты, необходимую для оптимальной работы", - попытался сразить своих экзаменаторов красивым образом глава минобрнауки.
Однако думцы посчитали эти откровения, прочитанные "по бумажке", банальными и завалили министра вопросами. Конечно, это был не ЕГЭ, на котором споткнулись у школьного порога миллионы российских выпускников. Вариантов на выбор не предлагалось, и ответов от Андрея Фурсенко требовали подробных и четких. В том числе и про тот самый пресловутый Единый государственный экзамен, показавший, насколько все плохо в нашем образовании, которое многие еще с советских времен, ошибочно считают лучшим в мире. "ЕГЭ дал объективную картину, - считает министр, - у нас действительно 25 процентов школьников не знают русский язык". "К сожалению, "двойка", полученная на ЕГЭ, является самой что ни на есть реальной "двойкой", - с грустью констатировал Фурсенко, заметив, что с этим согласился и ректор МГУ Виктор Садовничий, "а он уж, как известно, не относит себя к сторонникам экзамена в форме теста". Но, по словам министра, нужно не отменять Единый госэкзамен, а думать, как исправить положение в системе образования. По мнению Андрея Фурсенко, "существенным стимулом для учителей в плане повышения квалификации станет введение новой системы оплаты труда в школах, которая позволит оставить только тех преподавателей, которые действительно учат детей". "Естественно, им зарплату повысим", - пообещал министр.
Председателя Комитета Госдумы по культуре "единоросса" Григория Ивлиева беспокоило, что люди, уже имеющие одно высшее образование, не могут бесплатно получить второе высшее - в области культуры и искусства - и реализовать свои творческие природные способности, которые обычно проявляются к 25-30 годам. Но Фурсенко ответил, что нельзя делать исключения из общих правил для конкретных специальностей. И порекомендовал многоуровневую систему "художественного обучения" - сначала бакалавриат, потом - магистратура, где можно учиться режиссерскому мастерству. И все это тогда будет бесплатно.
Думскую оппозицию испугало июньское заявление Андрея Фурсенко, в котором он дал невысокую оценку российским высшим учебным заведениям. Нина Останина решила, что неконкурентоспособные вузы теперь будут закрывать и требовала от министра объяснить, по какому принципу. "Речь не идет о том, что мы административными методами собираемся закрыть 100, 200 или 1000 вузов, речь идет о том, что мы должны вместе с представителями образовательного сообщества, с регионами оценить, насколько вузы соответствуют требованиям. Не будет никакой кампании, все аттестационные процедуры будут проходить в соответсвии с графиком, который уже установлен", - успокоил депутатов Фурсенко, заметив при этом, что "как не бывает осетрины второй свежести, так не бывает, не должно быть вузов второго сорта".
К тому же, по словам Фурсенко, так много вузов, как сейчас, нам в ближайшем будущем уже не потребуется. У нас каждый год количество абитурентов сокращается процентов на 20. И если в 2006 году 11-й класс окончили 1 миллион 300 тысяч человек, то в 2012 году их будет чуть более 700 тысяч. Но уменьшение числа вузов, по словам министра, не приведет к сокращению бюджетных мест в них. Они будут перераспределены в пользу тех профессий, в которых страна действительно нуждается.
"Зачем тогда создаются федеральные университеты? - удивлялась думская оппозиция. - Зря распыляются средства". "Федеральные университеты - это не распыление средств, а наоборот, их концентрация, которая позволяет сделать высшее образование более качественным и исключить дублирование", - убеждал коммунистов глава минобрнауки.
Спрашивали Андрея Фурсенко и про то, как он намерен бороться с коррупцией в системе образования.
"Я считаю, что наряду с фискальными мерами, которые абсолютно необходимы, главное - это проверка качества выпускников", - ответил министр, сообщив депутатам, что сейчас "отрабатывается система, в которой от того, насколько успешно работают выпускники тех или иных вузов, должно зависеть его финансирование и в конечном счете финансирование зарплаты труда конкретного преподавателя". Как считает Фурсенко, только таким способом можно будет бороться с коррупцией и отчасти ее победить, поскольку коррупция в системе образования возможна потому, что ни преподаватели, ни студенты не заинтересованы в качестве получаемых знаний. "Ни тех, ни других качество не волнует. Студенты считают, что им нужен диплом, а не знания, которые за этим стоят, а преподаватель считает, что на его карьере не отразится никоим образом то, как успешно будет работать его выпускник", - пояснил свою позицию министр.
Экзамен министра на Охотном Ряду продолжался почти два с половиной часа. Но оценку ему депутаты ставить не стали.
Вчера же Дума приняла в первом чтении законопроект, который дает возможность предпринимателям заменить обязательную сертификацию своей продукции декларированием соответствия. Как заявил с думской трибуны зам министра промышленности и торговли Владимир Саламатов, делается это для того, чтобы снизить административное давления на бизнес.
Декларацию о соответствии будет составлять сам производитель или продавец, после чего он должен будет направить ее в соответствующий орган. Предполагается, что конкретные перечни продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, а также единый перечень продукции и услуг, подлежащих декларированию соответствия, утверждаются правительством. Принятый в первом чтении законопроект - один из четырех законопроектов, касающихся поддержки малого и среднего бизнеса, направленных на ликвидацию административных барьеров для предпринимателей.
По материалам Российской газеты.