Ректоры ведущих вузов РФ обсудили переход федеральных образовательных учреждений на новую систему оплаты труда
Опубликовано 10 сентября 2008До настоящего времени оплата производилась по Единой тарифной сетке (ЕТС), введенной в начале 1990-х годов и предполагающей унифицированный подход, делящий всех сотрудников бюджетной сферы на 18 разрядов. «Уже начиная с 1992 года, к ней стали применяться исключения для различных категорий федеральных бюджетников. За 16 лет вышло более тысячи нормативных правовых актов, предусматривающих особые компенсационные, стимулирующие надбавки для отдельных групп федеральных бюджетных учреждений и работников», - рассказал замминистра образования и науки Владимир Миклушевский, выступая перед ректорами.
Введение ЕТС было вполне оправдано в режиме жесточайшей экономии и нехватки бюджетных средств в начале 90-х годов, отметил он, но со временем проявился ряд недостатков. «Один из главных - она не в состоянии учесть всех особенностей, присущих тем или иным сферам. Специалисты, работающие в различных отраслях и имеющие разный уровень квалификации, получают одинаковую заработную плату. Зарплата каждого конкретного сотрудника не зависит от качества его работы. Единая тарифная сетка основана на распределительных принципах и не содержит стимулов для качественного и результативного труда», - рассказал Владимир Миклушевский.
В связи с этим, больше года назад было принято решение о переходе федеральных бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда (НСОТ). Его регламентирует Постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 2007 г. N 605 и конкретизирует Постановление Правительства РФ N583 от 5 августа 2008 г. «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений».
Новая система оплаты труда, прежде всего «разделяет сотрудников по видам экономической деятельности - это ее принципиальное отличие от ЕТС», что позволяет «максимально учесть специфику труда практически в каждом образовательном учреждении», отметил замминистра. Ожидается, что «в каждом учреждении возникнет по сути своя система оплаты труда, со своими подходами к оценке труда работников и структуре штатного расписания, не говоря уже о расчете окладов».
Владимир Миклушевский обратил внимание собравшихся на ряд преимуществ НСОТ. «Во-первых, большие полномочия передаются руководителю бюджетного учреждения в вопросах распределения фонда оплаты труда и найма тех специалистов, которые необходимы в данный момент учреждению, - отметил он, - Во-вторых, руководитель сможет самостоятельно принимать решения о том, какое количество сотрудников необходимо для исполнения задач, стоящих перед учреждением. Новая система оплаты труда позволяет более эффективно осуществлять это стимулирование, выделять сотрудников, которые наиболее качественно работают, добиваются лучших результатов и направлять на это средства из стимулирующей части Фонда оплаты труда. Зарплата работника с введением новой системы может увеличиться в зависимости результатов и качества его труда, а может остаться на уровне гарантированной её части. Но его оклад не может стать меньше, чем был».
Эффектом от введения НСОТ должно стать повышение качества государственных услуг. «Зарплата каждого работника будет зависеть не только от качества его труда, а и от деятельности всего учреждения», - подчеркнул Владимир Миклушевский. Помимо этого, «заработная плата руководителя будет напрямую зависеть от средней заработной платы основного персонала, то есть если у работников зарплата будет снижаться, то руководитель также станет меньше получать», - сообщил он.
Заработная плата работников в новых условиях будет состоять из, во-первых, гарантированной части заработной платы, которая не может быть меньше выплачиваемой в настоящее время заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), при сохранении объема должностных обязанностей и выполнения работ той же квалификации, а во-вторых, стимулирующей части заработной платы, размер которой для каждого работника зависит от результатов и качества его труда. При этом будут использоваться выплаты стимулирующего характера следующих видов: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы. Их размеры Минобрнауки РФ рекомендует устанавливать в процентном отношении к окладам по соответствующим квалификационным уровням или в абсолютных размерах. Соответствующие критерии должны быть прописаны в трудовых договорах, которые будут подписаны с сотрудниками федеральных бюджетных учреждений в ближайшее время.
«Начиная с 1 января 2010 г., объем средств, направляемых учреждением на выплаты стимулирующего характера, должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда», - подчеркнул заместитель министра.
Переход на НСОТ должен завершиться к 1 декабря текущего года. Министр образования и науки Андрей Фурсенко пояснил журналистам, что работа по установлению критериев, в зависимости от которых будет выплачиваться стимулирующая часть зарплаты, ведется в основном в самих федеральных образовательных учреждениях. Министерство направляет им свои рекомендации по этому вопросу. «Бюджетным учреждениям придется научиться по-новому оценивать труд специалистов, осваивать новые методики подсчета эффективности их труда и деятельности самого образовательного учреждения», - заметил Владимир Миклушевский. Но переход на НСОТ не является полным новшеством: Минобрнауки России уже имеет опыт внедрения новых систем оплаты труда в общеобразовательных учреждениях в рамках комплексных проектов модернизации образования приоритетного национального проекта «Образование». НСОТ успешно вводятся субъектами РФ, участвующими в реализации комплексных проектов модернизации, заметил замминистра.
«В настоящее время Минобрнауки России и Рособразованием разработаны перечни примерных показателей стимулирования основного персонала федеральных бюджетных образовательных учреждений за качество и количество труда, проекты соответствующих приказов направлены на согласование Минздравсоцразвития России», - сообщил Владимир Миклушевский. Также организован специальный Интернет-портал с целью информационного и методического обеспечения перехода федеральных образовательных учреждений на новые системы оплаты труда.
По материалам образовательного портала Эврика.