Образование за рубежом востребовано не только российской элитой, постепенно оно становится доступным все более широкому кругу потребителей
Опубликовано 16 сентября 2008Рынок услуг, предоставляемых агентствами, отправляющими на обучение за рубеж, начал складываться на Северо-Западе полтора десятка лет назад. Сегодня в Петербурге работают около тридцати агентств, две трети из которых появились в 2000−х годах в ответ на растущий спрос. По данным экспертов рынка, число людей, уезжающих на обучение за рубеж из Северо-Западного региона, увеличивается в среднем на 10−15% ежегодно. Рынок, изначально складывающийся для удовлетворения спроса клиентов премиум-класса, с годами становится все более массовым и демократичным.
Презентация абитуриента
Основным направлением деятельности игроков данного рынка является консалтинг. Агентства обладают актуальной информацией о стоимости обучения и условиях проживания в разных странах, о «специализациях» стран на определенных отраслях, о текущих рейтингах вузов. Они могут оценить шансы абитуриента на зачисление в тот или иной вуз, рассказать о вступительных требованиях, а также о перспективах трудоустройства после получения диплома.
«На первой встрече с клиентом мы выясняем его пожелания относительно будущего образования – сферу интересов, уровень образования на данный момент, хочет ли он изменить профиль деятельности или же повысить свою квалификацию, став более узким специалистом, сколько времени может потратить на обучение и какой бюджет готов выделить. Затем оперативно анализируем и собираем информацию под конкретный запрос и предоставляем клиенту отчет обо всех возможных вариантах», – рассказывает генеральный директор агентства Academ Consult Ирина Следьева.
Обратившийся в агентство клиент может выбрать подходящую для себя образовательную программу из списка традиционных предложений или заказать создание индивидуального продукта. «Мы сотрудничаем напрямую с десятками зарубежных школ, колледжей и университетов. Конечно, у нас есть наработанное предложение, но мы всегда учитываем индивидуальные пожелания клиентов», – говорит генеральный директор агентства «Петролингва» Сергей Алешин.
Помимо консалтинговых услуг агентства помогают в подготовке пакета документов – ведут переписку с учебным заведением, берут на себя оформление визы и страховки, покупку билетов, решение вопроса о проживании, перевод на нужный язык имеющихся аттестатов, помогают в написании эссе, редактируют презентацию студента. Взяв на себя организационные хлопоты, они значительно облегчают жизнь будущего студента. Но не менее важно то, что сотрудники агентств помогают человеку психологически подготовиться к вступительным испытаниям. «Мы знаем, как человек должен себя преподнести, о чем говорить на собеседовании, как расставить акценты. Так, поступление в престижный иностранный вуз – серьезная задача не только для поступающего, но и для самого агентства, содействующего клиенту. Мы должны представить абитуриента наилучшим образом», – поясняет Следьева.
По нарастающей
«Первыми нашими клиентами были семьи с детьми в возрасте от 12 до 16 лет, – рассказывает Ирина Следьева. – Люди, чьи доходы в то время сильно отличались от доходов основного населения, в целях безопасности отправляли своих детей учиться в иностранные частные школы. Таким образом, у ребенка была возможность интегрироваться в новое общество, культуру и по окончании школы сделать осознанный выбор – вернуться в Россию или остаться жить и получать дальнейшее образование за границей».
Обучение отпрысков в престижных частных школах и вузах Великобритании, Америки, Швейцарии могли позволить себе немногие россияне (не более 3% от всего населения России), но в абсолютном выражении количество желающих учиться за рубежом было достаточно велико. Так, в начале 1990−х годов почти 25% от общего числа учащихся частных школ в Швейцарии составляли российские дети.
Однако бурный рост спроса на услуги агентств-посредников начался несколько позже, со второй половины минувшего десятилетия, когда знание иностранных языков стало непременным условием для получения хороших должностей в престижных компаниях. До сих пор языковые программы наиболее востребованы рынком. Агентства, конкурируя за клиента, стараются сформулировать все более интересные предложения. Помимо обычных языковых курсов предлагаются программы, совмещающие изучение языка с обучением танцам, футболу, теннису, катанию на горных лыжах. Для детей и подростков это летние и зимние языковые лагеря, для студентов – программы work & travel и au-pair. Летняя программа work & travel позволяет три месяца работать и месяц путешествовать по стране.
«Годовая программа au-pair рассчитана на то, чтобы помочь молодежи выучить язык и изучить культуру другой страны с минимумом затрат. Человек живет в семье, но не как нянечка или домработница, а как член семейства, помогая ухаживать за детьми. При этом он не платит за проживание и питание, получает карманные деньги, участвует в культурных мероприятиях, организовываемых принимающей стороной. Кроме того, семья оплачивает частично или полностью его обучение на языковых курсах», – рассказывает директор центра международного сотрудничества «Ронако Трэвел» Светлана Крылова.
Программа au-pair, как правило, используется для подготовки к поступлению в иностранный вуз, так как хорошее знание языка является непременным условием для обучения в иностранном учебном заведении. Такой способ изучения языка вполне доступен молодежи из среднего класса, так как клиент оплачивает только визу, страховку, билеты и услуги агентства по подбору подходящей семьи и языковых курсов.
Почти как дома
Еще лет пять назад агентства предлагали клиентам, желающим получить высшее образование за рубежом, преимущественно англоязычные программы в университетах Великобритании, США, Канады, Австралии и Ирландии. Ограниченность предложения объяснялась двумя факторами. Во-первых, долгое время двери вузов многих стран оставались закрытыми для иностранцев и лишь недавно российские абитуриенты получили возможность на общих основаниях поступать и учиться за счет бюджета в вузах Чехии, Франции, Италии, Испании и Скандинавии. Во-вторых, до недавних пор основной поток обучающихся создавали представители обеспеченных слоев населения, которые предпочитали получать образование в престижных вузах англосаксонских стран.
Хорошее знание языка – непременное условие для обучения в иностранном учебном заведении
«Наибольшие дивиденды учащиеся из России приносят Великобритании, – рассказывает Ирина Следьева. – По оценкам экспертов рынка, доходы университетов и школ от русских студентов составляют около 10 млн долларов США в год. Точной статистики о том, сколько наших школьников и студентов обучается за рубежом, нет. Но, по данным консульств и культурных центров, на сегодняшний день эта цифра приближается к 60 тыс. человек в год, из них около 48 тыс. выбирают учебные заведения Великобритании».
Ситуация на рынке изменилась после того, как в 2005−2007 годах стоимость обучения в российских вузах значительно возросла, а количество бюджетных мест сократилось. Все большее число россиян стали задумываться о возможности получить высшее образование за рубежом. Игроки рынка расширили портфели предложений, включив в них помимо престижных университетов англоязычных стран более демократичные вузы. Как утверждает Светлана Крылова, за рубежом образование можно получить даже дешевле, чем в России. Например, в Германии можно найти вуз, где год обучения стоит 1,2−1,5 тыс. евро, а можно подобрать такой, который обойдется студенту в 150 евро. «В Финляндии, Швеции и Норвегии очень высокий процент от ВВП выделяется на образование, там самые высокие зарплаты у преподавателей. Эти страны предлагают получить как первое, так и последующее высшее образование бесплатно, – рассказывает директор Скандинавской школы Елена Костенюк. – Более того, поступая в магистратуру, вступительные экзамены сдавать не придется. Потребуется лишь ряд документов: школьный аттестат или диплом вуза, сертификат TOEFL или IELTS, подтверждающий знание английского языка, грамотно составленное мотивационное письмо, обосновывающее цели вашего поступления в вуз, и рекомендательные письма преподавателей. Правда, совмещение учебы с работой в этих странах не особо приветствуется, тогда как проживание обходится студенту в среднем от 500 евро в месяц».
Особый клиент
С начала 2000−х годов у агентств появился новый клиент – корпорации, выделяющие бюджеты на образование сотрудников. Первыми к их услугам обратились вышедшие на наш рынок международные корпорации, как правило – с просьбой «подтянуть» сотрудников российских «дочек» в знании языка. В первые годы существования на российском рынке иностранные компании обучали весь свой персонал, языковые курсы проходили непосредственно на базе предприятий. Но наиболее перспективных сотрудников отправляли учиться за границу. Кроме того, как рассказала Ирина Следьева, некоторые крупные компании используют интересный метод мотивации – отправляют детей своих сотрудников в зарубежные лагеря, где они отдыхают, изучая иностранный язык.
Все большим спросом начинают пользоваться фокусные программы. «Для топ-менеджеров, не имеющих возможности надолго покидать свой бизнес, существуют краткосрочные индивидуальные программы повышения профессиональной квалификации. Такая программа разрабатывается принимающей бизнес-школой для восполнения недостающих руководителю знаний и навыков и фокусируется на конкретном аспекте менеджмента, к примеру на управлении оптовыми продажами или управлении издержками», – комментирует Следьева.
Стоит такой индивидуальный образовательный тур продолжительностью в два-три дня немало – от 10 до 50 тыс. долларов. Другой вариант фокусной программы – целевые стажировки специалистов компании на профильных промышленных предприятиях Европы – в расчете на одного человека обходится дешевле. Наиболее экономичный и зачастую не менее эффективный вариант организации обучения – приглашение иностранных специалистов в офис компании, с чем агентства также в состоянии справиться.
Добиться лояльности корпоративного клиента – мечта любого из трех десятков игроков рынка. Ценовой фактор далеко не всегда обеспечивает победу на тендере, не менее важно найти индивидуальный подход. Продвинутые компании каждого своего корпоративного клиента закрепляют за конкретным менеджером, понимая, что такой клиент требует особенного подхода, сопровождения все 24 часа в сутки.
Перелом тенденции
Как отмечают участники рынка, уезжая учиться за границу, люди выбирают в основном универсальные специальности, востребованные как российским, так и международным рынком труда. Например, экономику или менеджмент, но не в широком смысле, как прежде, а узкоспециализированные программы – финансы и управление рисками, девелопмент и управление недвижимостью. Большую популярность завоевывают такие направления, как гостиничный менеджмент, дизайн, информационные технологии, а также все, что связано со строительством и недвижимостью, управлением на производстве.
Иностранные дипломы гарантируют трудоустройство практически в любой стране. Тем не менее в последние годы далеко не все, кто уезжает из России учиться, остаются жить и работать за рубежом.
«Десять лет назад лишь 1% уезжающих учиться за рубеж возвращались обратно, сегодня – уже около 15%. Правда, стоит оговориться, что специалисты, обладающие иностранными дипломами, в основном едут работать в Москву, где уровень заработной платы значительно выше, чем во многих европейских странах. Что же касается специалистов в области физики, химии, информационных технологий, то те обычно не возвращаются, их перекупают работодатели из США, Австралии, Германии», – рассказывает Ирина Следьева.
Другим аргументом за возвращение домой являются сложности с получением хорошей работы в некоторых европейских странах. Например, в Швейцарии получить работу трудно не только иммигрантам, но и гражданам страны. Иностранец, претендующий на работу в этой небольшой стране, должен доказать, что как специалист он незаменим. Зачастую проще и разумнее оказывается вернуться на родину, где швейцарский диплом поможет найти хорошую работу. Тем не менее, как считают игроки рынка, в России спрос на образование за рубежом в ближайшие годы будет расти и приобретать все более массовый характер.
По материалам сайта Эксперт-онлайн.