Интернет-пресс-конференция Заместителя Министра образования и науки Российской Федерации - Владимира Владимировича Миклушевского
Опубликовано 19 сентября 200818 сентября 2008г. пресс-центр РБК провел интернет-пресс-конференцию Заместителя Министра образования и науки Российской Федерации - Владимира Владимировича Миклушевского.
Вступительное слово В.Миклушевского.
Прежде всего, разрешите поблагодарить уважаемое информационное агентство за предоставленную возможность выступить и подробно осветить заявленную тему. Прежде всего я бы хотел начать с истории вопроса - почему сейчас стало необходимым переходить на новую оплату труда в бюджетной сфере. Я думаю, что вы знаете, что с 1992г. вся бюджетная сфере работает по оплате труда на так называемой тарифной сетке, которая на самом деле является неким уравнивающим механизмом для всей страны, для всех отраслей и по сути не делает различий между работниками этих отраслей. Но в силу того, что все мы понимаем, что в жизни такого происходить не может, и жизнь как раз это показала, потому что с 1992г. эта единая тарифная сетка обросла более 1000 нормативно-правовых актов, которые вносили в нее те или иные изменения. Среди наиболее типичных примеров, касающихся системы образования, я назову, например, в законе об образовании присутствует норма о 40% и 60% надбавки за должности доцента и профессора и так далее. Иными словами, разными законодательными или нормативными актами делались попытки ввести дифференциацию, которая по жизни необходима, все это понимают. Вторая отрицательная вещь, которую содержала в себе единая тарифная сетка, что по сути она не содержала никаких стимулирующих механизмов, которые позволяли работнику трудиться лучше. Как бы ты не трудился, ты получишь один и тот же оклад или точнее тариф по своему разряду ЕТС. Кроме того, разница оплаты по разряду ЕТС был маленьким, что тоже не стимулировало работников к повышению квалификации продвижению к следующему разряду тарифной сетки или, скажем, мало стимулировало. Вот эти несколько причин заставили руководство страны по иному посмотреть на эту проблему и принять решение. Я напомню, что решение было принято чуть менее года назад – 22 сентября 2007г. вышло постановление правительства N605, которое собственно и положило начало работы по переходу на новую оплату труда.
В этот год все федеральные ведомства над этой проблемой работали и в августе 2008г. вышло постановление правительства N 583, которое уже конкретизировало, уточнило какие-то моменты. Прежде всего, надо начать с главного - для чего это, собственно, нужно. Как мы, например, как федеральный орган, отвечающий за развитие образования и науки в стране оцениваем необходимость, своевременность и нужность введения этой новой системы и на что она, прежде всего направлена. Я думаю, что, прежде всего, она направлена на предоставление качества тех услуг, которые предоставляют сегодня образовательные научные учреждения. И это главное, ради чего стоит затевать всю эту реформу. Потому что, прежде всего наша задача при переходе на новую систему оплаты труда, создать условия для людей, которые трудятся качественнее и интенсивнее, чтобы они были в этом заинтересованы. И, как мы все с вами понимаем, тогда мы можем надеяться на то, что и качество в целом тех образовательных или научных услуг, которые предоставляет то или иное учреждение, возрастет. Что принципиально нового будет заложено в той систему оплаты труда, которая вводится с 1 декабря текущего года. Прежде всего, она будет строиться по ведомственному принципу. Вот это та модель, которая заложена и в 605-м постановлении правительства, и в 583-м. То есть не отраслевой, подчеркиваю, а ведомственный принцип. То есть каждое ведомство делает примерное положение об уплате труда для своих учреждений, которые в их ведении находятся. Аналогично Минобрнауки и подведомственные службы и агентства - Рособразование, Роснаука, Рособрнадзор и Роспатент - сделали такие примерные положения. Основные принципы, которые были заложены там, я хотел бы здесь осветить. Прежде всего, разрабатывая эти примерные положения, мы старались уйти от жесткой регламентации. На эту тему было много разговоров, конструктивных споров, различных мнений, но все-таки мы пришли к пониманию, что мы должны доверять руководителям наших учреждений и должны предоставить им возможность и гибкость в принятии собственных систем оплаты труда.
Такие правила мы сейчас разрабатываем и намерены внедрить эту норму уже с 1 декабря, то есть по результатам работы учреждений за 2008г. Прежде всего, сейчас на первом этапе это будет касаться учреждений высшего и среднего профессионального образования, потому что мы хотим попробовать эту систему. Таким образом, мы оцениваем, что введение новой системы оплаты труда позволит руководителю более гибко формировать штат работников, оптимизировать численность. Причем, когда я говорю слово "оптимизация", то мы не предполагаем обязательного сокращения, как многие автоматически думают. Может быть ситуация, при которой будет увеличение численности каких-то подразделений, где это будет нужно. Есть какие-то подразделения, которые хорошо работают, зарабатывают средства и не только за счет бюджета, но и имеют какие-то внебюджетные источники, И почему бы там не увеличить штатную численность? Я считаю, что это совершенно справедливо, адекватно, но решать это должен руководитель. Сейчас мы обсуждаем вопрос, который, наверное, многих волнует, касающийся включения в штатное расписание внебюджетных работников. Сейчас многие вузы и средние специальные профессиональные учебные заведения имеют такую возможность. Мы сейчас работаем над решением этой проблемы, прежде всего для системы высшего профессионального образования, потому что там свыше 123 тыс. работников только по системы Рособразования, в других ведомствах - еще, соответственное количество, которые на внебюджетных штатных должностях. Но штатное расписание в любом случае будет одно. Фонд оплаты труда, который в учреждении есть, будет распределяться по единым правилам, то есть не будет людей, которые на бюджете сидят или на внебюджете. Этого не будет. Просто будут финансируемые ставки, по крайней мере, мы так предлагаем, которые будут профинансированы за счет бюджетных средств и будут ставки, которые будут финансироваться за счет внебюджетных средств. Мы сейчас соответствующие предложения в правительство внесли для того, чтобы эта норма действовала и чтобы мы могли тех работников, которые трудятся в высших учебных заведениях (их очень много в научно-исследовательских подразделениях, которые в основном являются внебюджетными), чтобы мы могли их успокоить и гарантировать, что с ними ничего страшного не произойдет. Теперь я хотел бы остановиться на этапах, которые нам предстоит пройти. Дело в том, что мы всегда говорим про 1 декабря, но работа, причем самая активная, должна вестись уже сейчас. По действующему трудовому законодательству, мы должны предупредить своих работников в подведомственных учреждениях (имеются в виду руководители учреждений) об изменении существенных условий трудового договора за 2 месяца. Такие изменения, безусловно, произойдут, в соответствии с тем, о чем я сказал чуть ранее. Поэтому, для того, чтобы это успеть сделать, учреждения должны успеть разработать положение об оплате труда, согласовать их с представительным органом, то есть с профсоюзом, и, во-вторых, сделать новую редакцию по сути коллективного договора, потому что, как выя знаете, положение об оплате труда является приложением к коллективному договору. Вот это два обязательных действия, которые надо успеть совершить. Понятно, что этим двум обязательным действиям должна предшествовать довольно объемная счетная работа. Я когда говорю о счетной работе, это означает, что каждое учреждение должно очень точно оценить свои возможности. Потому что, еще раз оговорюсь, мы предоставляем довольно большие свободы в этой части руководителю, но он должен грамотно этой свободой воспользоваться, чтобы не получилось так, что он насчитает такие оклады, что потом он их выплачивать не сможет.
На мой взгляд, мы не должны бояться, что руководитель учреждения вдруг каким-то образом обидит своих работников. Я объясню, почему. По постановлению 583 положение по оплате труда, принимаемое в том или ином учреждении, должно быть обязательно согласовано с представительным органом. Мы знаем, что в большинстве это профсоюзные организации, поэтому, на мой взгляд, вот эти опасения лишены оснований. Положения уже в конкретном учреждении по оплате труда будут содержать три составляющие, из чего будет складываться оплата труда работника. Прежде всего, это оклад. Когда мы готовили примерные положения, которыми будут руководствоваться руководители учреждений, мы заложили туда следующий принцип – оклад устанавливается по квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы. Мы считаем это важным, потому что мы хотели уйти от того большого количества ступенек, которые содержала тарифная сетка. Дело в том что разница между окладами должна быть существенной, она должна стимулировать работника повышать свою квалификацию. Это первый принцип.. Таким образом, каждое учреждение установит для каждого квалификационного уровня, к которому относятся те или иные должности, соответствующий свой оклад. Вторая составляющая заработной платы работника – это компенсационные выплаты, это могут быть выплаты за внеурочную работу или северные коэффициенты, то есть выплаты, которые установлены действующим законодательством. И наконец, самая важная часть, ради которой наверное эта реформа и затевалась, это стимулирующая часть оплаты труда. Вот здесь мы ввели некоторый переходный период, который будет составлять один год, и написали в своем примерном положении, что с 1 января 2010г. не менее 30% фонда оплаты труда должен направляться на стимулирующие выплаты. Это как раз тот механизм, который позволит платить больше тем работникам, которые работают качественнее, интенсивнее и лучше. Здесь нечего добавить, потому что это принципиально. Очень часто задают вопрос о гарантиях. Я, во-первых хотел сказать, что в постановлении 583 заложено, что работник при переходе на новую систему оплаты труда, то есть с 1 декабря 2008г. не может получать меньше той зарплаты (без учета стимулирующих выплат), которую он получал на тот момент, когда учреждение не перешло на новую систему оплаты труда. Это важная гарантирующая норма. И второй момент гарантий, который будет касаться всех работников без исключений, это введение с 1 января 2009г. нового минимального размера оплаты труда 4330 руб. Вот две нормы, которые будут гарантировать любого работника в том, что он не будет получать меньше определенного уровня. Очень важная норма, которая содержится в постановлении 583, это то, что руководитель учреждения будет получать до 5 окладов (это будет устанавливать учредитель) среднемесячной оплаты основного персонала. Таким образом, руководитель напрямую заинтересован, чтобы оплата труда его подчиненных росла, так как от этого будет зависеть и его уровень оплаты. И еще одно нововведение, о котором я не могу не сказать. В постановлении 583 предусмотрена ситуация, что учредитель вправе централизовать до 5% фонда оплаты труда. Мы этим правом намерены воспользоваться для того, чтобы потом в зависимости от результатов работы учреждения могли бы направить эти средства на оплату труда как руководителя учреждения, хорошо работающего, так и его работников.
Вообще эта работа очень индивидуальна. Мы сознательно пошли на предоставление этой свободы, потому что учебные заведения находятся в разных климатических зонах и часовых поясах, но и отличаются по своему профилю, они имеют разное соотношение бюджетных и внебюджетных доходов, и много других различий. Поэтому сравнивать их невозможно. Но я хотел сказать, что предоставление свободы (чтоб не сложилось впечатление, что мы отдали на откуп учреждениям, а они что хотят то и делают) помимо положений министерство и подведомственные службы утвердили и направили на согласование в Минздравсоцразвития два приказа. Один утверждает примерный критерий оценки эффективности деятельности самого учреждения и, собственно говоря, на основании этих критериев будет оцениваться деятельность учреждения и распределяться 5% централизованных средств. Второй перечень – это примерные оценки критериев эффективности работников учреждений, исходя из видов деятельности, потому что понятно, что научных работников оценивают по одним критериям, учителей – по другим. Здесь я хочу подчеркнуть, что здесь и есть тот вектор, который мы хотим обозначить. Несмотря на то, что это примерные перечни, и здесь я подчеркиваю, что руководитель будет иметь возможность с учетом специфики своих учреждений каким-то образом их варьировать, подстраивая под эту специфику. Тем не менее, я хочу сказать, что это тот вектор, который безусловно должен быть выдержан. Когда мы говорим о повышении качества образовании, например высшего профессионального, мы конечно неразрывно это связываем с тем, что преподаватели, студенты, научные работники участвуют в научной работе. Следовательно, критерии во многом направлены на оценку именно этой стороны деятельности преподавателей.
По материалам 5ballov.ru