Председатель Комитета Государственной Думы по образованию Григорий Балыхин - желанная персона в студии радио "Радио России"
Опубликовано 24 сентября 2008Свыше одного триллиона рублей – в такую сумму обойдется России переход наших образовательных учреждений к работе по-новому: современные модели, европейские стандарты. Скажите что триллион – это дорого? Сэкономить на благородном деле – такой задачи и не ставилось. Сейчас другое важно понять: что же в итоге страна получит за свои деньги. Что реально изменится в наших школах, ВУЗах, училищах и техникумах? Кого и как они будут обучать и воспитывать? Председатель Комитета ГД по образованию Григорий Балыхин - желанная персона в нашей студии.
- Давайте окинем взглядом образовательный пейзаж в 2008 году. Сейчас детки три недели уже отучились. Какие чувства у Вас этот пейзаж вызывает?
Балыхин: Чувство удовлетворения оттого, что год от года, когда мы подходим к началу учебного года, мы видим реальные перемены в системе образования.
Министерством образования и науки разработана государственная программа по комплексной модернизации образования на среднесрочную перспективу до 2012 года. Главная цель этой программы – внедрение новой модели образования, которая должна учесть проблемы и вопросы по всем уровням образования (от дошкольного до послевузовского дополнительного).
- Говорят, что эта программа носит революционный характер, что она кардинально изменит образовательный пейзаж, который мы с Вами оценивали. Это так?
Балыхин: Будем надеяться. Меня это совсем не пугает. Эта программа разрабатывается не на пустом месте. Мы очень активно это обсуждали на последней коллегии Министерства образования и науки, которая проходила 2 сентября, сразу после начала нового учебного года. Эта программа создается как приемник приоритетных направлений развития образования, которые были утверждены правительством в 2004 году, когда реформа произошла. Программа должна обеспечить преемственность реализации приоритетного национального проекта образования. С 2006 года реализуется такой национальный проект, но это не значит, что он будет вечно существовать за счет средств федерального бюджета, а средства выделяются на 70% из федерального бюджета на полномочия, которые должны выполнять субъекты РФ. Общее образование – это полномочия субъекта и муниципалитета, но средства на поддержку классного руководителя, на лучших учителей, на инновационные школы выделяются из федерального бюджета. Конечно, эти направления должны сохраниться в этой новой программе с источниками финансирования, но уже применительно к тем условиям, в которых мы будем находиться, и применительно к тому, кто должен выполнять свои полномочия.
У этой программы есть конкретные показатели и индикаторы. Основная составляющая этой программы – социальная составляющая. Первое условие этой программы – решение социальных вопросов, в том числе ресурсное обеспечение, оснащение образовательных учреждений.
- Ваш Комитет поддержал идею с финансированием училищ и колледжей со стороны работодателей. Кстати, из того триллиона достаточно большой процент должны заплатить частные инвесторы. Что они получат взамен? Государство будет заставлять платить, или у них будет свой интерес?
Балыхин: У нас в рамках приоритетного национального проекта решается эта проблема. Есть проект, который называется "подготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена по высокотехнологическим специальностям". Такой проект реализуется уже второй год. Из федерального бюджета выделяется на это 1,8 миллиарда рублей. На конкурсной основе мы определяем около 70 техникумов, колледжей и ПТУ, которые получают из федерального бюджета от 20 до 30 миллионов рублей на один год. Но есть условие, что софинансирование, в первую очередь со стороны бизнеса, работодателей, должно быть таким же. У них получается заинтересованность: они выделяют деньги, а взамен должны получить рабочие кадры, специалистов, которые им нужны. Они могут обеспечить софинансирование деньгами, а могут это сделать путем поставки современного оборудования. Так делается во многих странах.
По материалам радио "Радио России".