Министр образования и науки РФ Андрей ФУРСЕНКО весьма обеспокоен качеством знаний, получаемых в высших учебных заведениях нашей страны, и пытается повысить его весьма оригинальным способом
Опубликовано 26 сентября 2008Министр образования и науки РФ Андрей ФУРСЕНКО весьма обеспокоен качеством знаний, получаемых в высших учебных заведениях нашей страны, и пытается повысить его весьма оригинальным способом — уменьшив количество вузов. Свою решимость радикально сократить их число он в очередной раз подтвердил, выступая в начале сентября в Государственной думе.
По оценкам экспертов, в первую очередь из списка высших образовательных учреждений РФ должны исчезнуть многочисленные филиалы вузов, давно в основной своей массе превратившиеся их «храмов науки» в структуры по сбору денег. Но одним лишь изгнанием торговцев из «храма» дело не ограничится. Зачистить, не обращая внимания на принадлежность, обещают всех: частные, государственные и даже ведомственные учебные заведения.
Сегодня на просторах нашей необъятной Родины образовательные услуги осуществляют свыше 1000 высших учебных заведений (из которых 500 университеты) и порядка 2 тыс. различных филиалов. Идеальные пропорции высшего образования в представлении главы учебного ведомства должны быть другими — 50:150. Именно столько университетов и федеральных вузов, соответственно, должно остаться через пять лет. Таким образом, реализация этого пятилетнего плана уменьшит число вузов в разы.
Однако в министерстве убеждены, что «большая чистка» пойдет только на пользу дела просвещения. Ведь эта мера, прежде всего, направлена против образовательных контор, которые не дают студентам хороших знаний, зато снабжают их дипломами государственного образца и предоставляют отсрочку от армии. В подтверждение своей позиции чиновники приводят красноречивые цифры. За последние 15 лет число российских вузов (как государственных, так и частных) выросло в 2,5 раза, а количество педагогов увеличилось лишь на 27%. Давать качественные знания просто некому и некогда. Неудивительно, что в большинстве негосударственных вузов работают почасовики-совместители, которые бегают из одного учебного заведения в другое.
Впрочем, как пояснила корреспонденту «МС» начальник отдела высшего и дополнительного профессионального образования администрации НСО Марина АНАНИЧ, закрывать вузы административными методами никто не собирается.
— Лишить высшее учебное заведение лицензии возможно только в случае грубых нарушений с его стороны или не прохождения им государственной аттестации, — подчеркнула она.
Именно вторым путем и предполагает пойти министерство. Вузы просто переоценят. Планируется, что для этого Рособрнадзор резко ужесточит требования по лицензированию и аккредитации высших учебных заведений. Остаться в рядах университетской братии станет очень трудно. Чиновники обещают разработать новые критерии присвоения высшему учебному заведению статуса университета и отделить, таким образом, зерна от плевел, или, как сейчас модно говорить, котлеты от мух.
Сама «чистка» будет проходить постепенно, то есть по графику аттестаций вузов. Те из них, которые не выдержат этого экзамена, либо будут «разжалованы», например, из университета в академию или институт, либо прекратят свое существование вообще. Впрочем, последнее обстоятельство нуждается в уточнении. Слабые альма-матер необязательно будут ликвидироваться физически. Выходом для такого государственного вуза может стать его превращение в филиал более сильного учебного заведения. Еще один вариант решения проблемы — слияние нескольких храмов науки в один университет с более сильным преподавательским составом и материально-технической базой. Чиновники обещают, что на улицу никого не выгонят. Старшекурсникам дадут возможность спокойно доучиться, а студентов младших курсов распределят в аналогичные учебные заведения в регионе.
Другой вопрос — не отразится ли сокращение числа вузов на количестве бюджетных мест? По словам Андрея Фурсенко, эти процессы никак не связаны, уменьшать число мест никто не собирается.
Впрочем, урезание бюджетников возможно по иным причинам. По закону число бесплатных бюджетных мест составляет 170 на 10 тысяч населения, сегодня же — 209. И это при уменьшении в результате демографического кризиса числа выпускников школ. Так, если в 2006 году 11 класс закончили 1 млн 300 тыс. человек, то в 2012 году среднюю школу закончат около 700 тысяч.
Появятся ли в будущем дополнительные бюджетные места в случае всплеска в нашей стране рождаемости, сказать трудно, но вот высших учебных заведений с сомнительным статусом, если все замыслы министра осуществятся, уже точно не будет.
КОММЕНТАРИЙ
Николай ПУСТОВОЙ, ректор НГТУ:
— Действительно, название вузов часто не совпадает с тем, что за этим стоит. Сегодня обсуждается идея их укрупнения, создания федеральных и национальных университетов. Уже были образованы Сибирский и Южный федеральные университеты путем слияния нескольких высших учебных заведений. Правда, превращаться в действительно единые университеты им предстоит еще долго. У каждого вуза есть свои собственные традиции, свои школы, и чтобы появилось что-то новое, потребуется время. Вопросы вызывает и то, как проводить укрупнение. Согласитесь, если объединить один сильный вуз и два слабых, это не означает, что последние сразу же станут лучше и будут давать образование более высокого уровня.
Наш вуз обладает статусом университета уже почти 15 лет, является победителем в конкурсе, провидимом в рамках национального проекта «Образование», и, я уверен, сохранит это высокое звание в дальнейшем.
Виктор КОЗОДОЙ, ректор САУМК:
— Инициатива министерства понятна. Государство является основным заказчиком специалистов и озабочено эффективностью расходования бюджетных средств. Например, много денег направляется на содержание педагогических вузов, а их выпускники не желают работать в школах. Спрашивается, насколько вообще целесообразно их существование? Многие высшие учебные заведения проводят обучение не по профильным специальностям. Имеет ли смысл тогда вообще их финансировать? Государство должно оплачивать подготовку тех, кто ему действительно необходим. Остальное образование можно отдать частной инициативе.
Оправдано и желание ужесточить требования к вузам. Раньше в нашей стране было немного университетов, их количество резко увеличилось в 1990-е годы. Ни к чему хорошему это не привело. Каждый вуз считал необходимым провозгласить себя университетом, а это очень высокий статус, который еще надо суметь заслужить.
Чтобы пройти аттестацию, вуз должен соответствовать стандартам качества. Среди главных критериев — определенный уровень преподавателей и материально-технической базы. Что касается нашей академии, то она даже превосходит требования, предъявляемые к профессорско-преподавательскому составу, а материальная база у нас, пожалуй, самая лучшая среди частных вузов города. За свое будущее я спокоен.
Михаил Лыкосов.