Начальник управления лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) Виктор Иванович Круглов и его особое мнение
Опубликовано 31 октября 2008У микрофона – ведущий Игорь Гмыза.
Гость в студии – начальник управления лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) Виктор Иванович Круглов.
Он приглашён в программу, чтобы слушатели смогли узнать кое-что о новых требованиях к учебным заведениям, соответствие или несоответствие которым скоро определит, будет ли то или иное учебное заведение работать дальше или же оно будет закрыто.
– Многие абитуриенты, подавая документы в то или иное учебное заведение, обращают мало внимания на его название. Институт, университет, академия – какая разница? Все-таки есть разница между институтом, университетом или академией?
В. Круглов определённо подтвердил, что подобная разница существует. На сегодняшний день в России действуют более 1400 государственных и негосударственных вузов. Но, тем не менее, по их числу Россия не занимает первого места в мире, которое удерживается за собой Китай. Да и США примерно находятся на уровне нашей страны по количеству вузов. Поэтому те разговоры, которые сегодня ведутся о необходимом количестве университетов, для такой страны, как Россия, не представляются самыми важными.
Важнее, по мнению гостя, качество образования. Как порекомендовал абитуриентам и родителям В. Круглов, прежде чем идти в какое-то образовательное учреждение, необходимо обязательно зайти на сайт Рособрнадзора, где всю базу данных по образовательным учреждениям ведёт Росаккредагентство.
– А что можно увидеть в этой базе данных? Ведь предполагается, что раз работает высшее учебное заведение, то наверняка у него всё в порядке с лицензией, ему её выдали и разрешили заниматься преподавательской деятельностью.
Как уточнил В. Круглов, на сайте можно сначала проверить, имеет ли данное высшее учебное заведение лицензию, а также аккредитовано ли оно. Там обязательно есть и список специальностей и направлений подготовки в том или ином вузе. По ним можно сориентироваться, какую специальность или направление выбрать. Но обязательно необходимо уточнить, если речь идёт о негосударственном образовательном учреждении, особенно на периферии, указана ли в лицензии и в свидетельстве об аккредитации желаемая специальность. К сожалению, бывают такие случаи, когда абитуриент, проучившись год или два, вдруг обнаруживает, что выбранная им специальность не аккредитована и по данной специальности он не получит государственного документа об образовании. К сожалению, подобные случаи бывают нередко. Для исключения подобных ситуаций новым абитуриентам необходимо обязательно найти на сайте Рособрнадзора приложения к лицензии и свидетельству о государственной аккредитации. В них всё должно совпадать.
Вузы обязаны выставлять полную информацию о себе. Это зафиксировано в требованиях к образовательному учреждению, что им должно быть выставлено на сайте. Подобным образом обеспечивается прозрачность образовательного учреждения. В итоге вся эта совокупность действий поможет абитуриенту выбрать то образовательное учреждение, которое, по крайней мере, легитимно осуществляет свою образовательную деятельность и гарантированно выдаст документ государственного образца.
– С введением новых требований к вузам, разработкой которых в настоящее время занимается Рособрнадзор, на вашем сайте наступят большие перемены, потому что очень многие учебные заведения, которые там сейчас значатся, просто не смогут продолжать свою работу. Так ли это?
Как признал В. Круглов, сегодня ведётся большой разговор с российскими университетским и академическим сообществами, с профессиональным сообществом и работодателями о том, что же всё-таки такое "качество образования". Под "качеством образования" понимают, прежде всего, востребованность выпускников теми же работодателями, которых они принимают на работу. Именно работодатель в первую очередь определяет, какое у выпускников качество образования и какие требования к выпускникам должны предъявляться.
Наверное, немногие знают, что сейчас в стране создаётся система профессиональных стандартов по разным отраслям, наиболее востребованным экономикой. В профессиональных стандартах как раз будут описываться те требования, которые предъявляют работодатели по конкретной отрасли и специальности. Соответственно, это же профессиональное сообщество должно будет проводить профессиональную аккредитацию образовательных учреждений по той части учебного плана, которая является на сегодняшний день свободной для образовательного учреждения.
– Но одно дело, когда специалисты готовятся для работы в нефтегазовом комплексе, который до последнего момента оставался основным источником поступления денег в российский бюджет. Другое дело – высшие учебные заведения творческой направленности. Кто, например, будет определять требования к Литературному институту, выпускающему литераторов или философов?
Как заметил В. Круглов, в первую очередь это будет школа. Всем известно, что хороший абитуриент, прежде всего, выходит из школы. И если в школе будет обеспечено качественное образование, а это является общенациональной задачей… Хотя единый государственный экзамен выявил в стране проблемы со школьным образованием. Общее образование на сегодняшний день крайне нуждается в педагогах высокой квалификации.
Аналогичная диагностика затем обычно проводится на 3-4 курсах вузов путём тестирования обучающихся. И в результате обнаруживается, что на сегодняшний день у студентов этих курсов всё ещё остаются достаточно серьёзные проблемы в математике и русском языке. Отсюда вывод: высшие учебные заведения должны в этом помогать школам. Подобная стыковка школы и системы высшего образования должна быть…
По материалам Радио России.