Поволжский Образовательный Портал

Ключевая проблема российского профессионального образования заключается в неадекватности существующей системы современным и будущим потребностям экономики и общества

Опубликовано 14 ноября 2008

Ключевая проблема российского профессионального образования заключается в неадекватности существующей системы современным и будущим потребностям экономики и общества. Об этом заявил Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, выступая 11 ноября на заседании комитета Государственной Думы по образованию.

 По мнению министра, причины такого разрыва между существующей системой подготовки кадров и внешними вызовами, предъявляемыми к ней, отчасти связаны с хроническим недофинансированием профессионального образования в 90-е годы, которое в свою очередь привело к старению материально-технической и учебно-методической базы, к слабой кадровой обеспеченности вузов. Кроме того, как отметил министр, долгие годы был ослаблен контроль качества в системе профессионального образования, разрушена система переподготовки и повышения квалификации специалистов.

 Андрей Фурсенко рассказал о мерах, принятых в последние годы для решения этих проблем, в частности, о федеральной поддержке учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» за последние три года федеральное финансирование получили 57 вузов страны на общую сумму 30 млрд руб. и 250 учреждений начального и среднего профессионального образования на общую сумму 6,2 млрд руб.

 Софинансирование инновационных программ учреждений НПО и СПО со стороны регионов и работодателей превысило объем федеральных средств. «Впервые со времен Советского Союза начался подъем в этой сфере», – отметил министр. Началось формирование сети ресурсных центров по востребованным экономикой направлениям подготовки, закладываются основы для преодоления дефицита кадров. Сегодня, по данным главы Минобрнауки, в ресурсных центрах обучается порядка 60 тыс. человек.

 В сфере высшего образования благодаря мероприятиям национального проекта удалось запустить значимые программы в области транспорта, энергетики, электроники, машиностроения и других приоритетных отраслей. В инновационных вузах появилось новейшее оборудование по самым современным направлениям подготовки – от нанотехнологий до авиастроения, студенты получили возможность всерьез заниматься наукой. «Реально скачок по оснащенности оборудованием составил на 10–15 лет вперед», – подчеркнул Андрей Фурсенко.

 В рамках национального проекта идет становление Сибирского и Южного федеральных университетов, «которые обеспечат эффективное развитие научно-образовательного потенциала этих стратегических территорий». По данным министра, за последние два года на развитие каждого университета израсходовано по 5,3 млрд руб. В целях создания сети аналогичных учебных заведений в других регионах страны сформирован законопроект о федеральных университетах как новом виде высшего учебного заведения. Законопроект принят в первом чтении Государственной Думой. В соответствии с Указом Президента России разрабатывается программа развития Дальневосточного федерального университета.

 Министр также рассказал, что реализация инновационных программ вузов показала широкий интерес университетов к формированию магистерских программ и принятый в конце прошлого года закон об уровнях образования активно реализуется.

 По словам Андрея Фурсенко, к концу 2007 года был сформирован правовой фундамент современного профессионального образования – Правительством РФ были приняты новые Типовые положения о вузе, среднем специальном учебном заведении и образовательном учреждении начального профессионального образования. Согласно новым положениям, будет усилена связь образования и практической деятельности, изменена система финансирования образования, увеличен его объем.

 Глава Минобрнауки отметил, что объем финансирования высшего профессионального образования в последние годы значительно возрос. Так, если в 2004 году он равнялся 76 млрд руб., то в 2008 году уже составил 263 млрд. При этом «в практику внедряются прозрачные принципы распределения ресурсов: формульное финансирование, конкурсная поддержка лидеров, принцип «деньги в обмен на обязательства», обеспечивая необходимые структурные и институциональные изменения в этой сфере.

 Министр рассказал, что в целях совершенствования текущего финансирования совместно с работодателями была определена прогнозная потребность в профессиональных кадрах по всем отраслям экономики до 2015 года и сейчас ведется работа над прогнозом до 2020 года.«Впервые за многие годы в 2008 году мы увеличили прием на специальности здравоохранения, строительства, приборостроения и другие востребованные экономикой направления подготовки – в общей сложности на 5%», – рассказал министр, при этом отметив, что за последние 4 года объем государственного заказа на специалистов в области экономики, менеджмента и других невостребованных специальностей сократился на 20%. В целом, по его словам, количество бюджетных мест в расчете на 1000 выпускников школ постоянно растет: в 2004 году было 442 бюджетных места, в 2008 году – 554.

Чтобы стимулировать приток молодых талантливых ученых в высшее образование и науку, как сообщил Андрей Фурсенко, была принята федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры», общий объем финансирования которой предположительно составит 50 млрд руб.

 В настоящее время Министерство образования и науки РФ активно работает над введением новой системы оплаты труда, стимулирующей повышение качества работы преподавателей. Как отметил Андрей Фурсенко, его ведомство уже имеет опыт внедрения новых систем оплаты труда в школах в рамках комплексных проектов модернизации образования нацпроекта «Образование». По его словам, эти системы успешно вводятся субъектами Российской Федерации и «уже подтвердили свою состоятельность».

«Таким образом, Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, принятые Правительством в декабре 2004 года, в основной своей части выполнены», – считает министр.

 Что касается дальнейшей работы по совершенствованию системы профессионального образования, то в среднесрочной перспективе необходимо решить следующие задачи: обеспечить дальнейшее расширение участия работодателей в создании образовательных стандартов, реализовать налоговые стимулы инвестирования в непрерывное образование, продолжить формирование на конкурсной основе сети крупных научно-образовательных комплексов мирового уровня.

 Кроме того, как рассказал Андрей Фурсенко, будут внедрены стандарты нового поколения и расширены возможности формирования индивидуальных образовательных программ.

«В результате этих мер профессиональное образование будет целенаправленно формировать человеческий и квалификационный потенциал, необходимый для перехода к инновационной экономике, обеспечит, чтобы каждый молодой человек был востребован и вносил ощутимый вклад в развитие страны», – считает глава ведомства.

 По материалам сайта Приоритетных национальных проектов.

 

Другие матералы рубрики: