Cтандарты в состоянии эффективно выполнить свою миссию только в том случае, если их разработка и процедура принятия будут основаны на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании
Опубликовано 02 декабря 2008Александр Кондаков, генеральный директор издательства "Просвещение", руководитель группы разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения:
Cтандарты в состоянии эффективно выполнить свою миссию только в том случае, если их разработка и процедура принятия будут основаны на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании
- На сегодняшний день разработка стандарта общего образования стала первым приоритетом национальной образовательной политики. Об этом было сказано в Послании Президента Федеральному собранию. В разработке стандарта наиболее важный момент - это новая трактовка Федерального закона 'Об образовании'. В соответствии с поправкой, внесённой в 7-ую статью Закона, устанавливается, что стандарт - это система требований: требования к освоению основных образовательных программ, это требования к структуре основных образовательных программ и требования к условиям реализации основных образовательных программ. На это я обращаю ваше внимание. Поскольку нормой закона стали требования к кадрам, финансам, информационному обеспечению, материально-технической базе, школьным зданиям и пр., требования к условиям реализации основных образовательных программ должны соответствовать требованиям к обеспечению образовательного процесса, который, в свою очередь, должен обеспечивать достижение образовательного результата.
Опыт создания отечественных стандартов образования показывает, что стандарты в состоянии эффективно выполнить свою миссию только в том случае, если их разработка и процедура принятия будут основаны на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании, т.е. приобретают форму общественного договора - конвенциональной нормы.
В новом понимании стандарта как системы требований он и является своеобразным общественным договором - договором между семьей, обществом и государством.
Функция общественного договора определяет новый социальный статус стандарта. Это стандарт общественного согласия, отражающий социальные потребности, запросы личности, семьи, общества и государства. Стандарт образования в своём новом статусе общественного договора становится одной из гарантий реализации государственных, общественных и личных интересов граждан России. Это меняет и статус самого образования как основы построения гражданского общества.
Мы обычно говорим, что задача системы образования - реализовать конституционное право каждого гражданина на получение бесплатного, доступного и качественного образования. В новых ФГОС речь идёт об ответственности всех субъектов образовательной деятельности за соблюдение этого права. Такая система ответственности, в частности, оговаривается в Договоре между семьей, школой и муниципалитетом об их солидарной ответственности за реализацию стандарта общего образования.
Когда мы говорим о воспитании гражданина, воспитании личности, мы должны понимать, какими качествами эта личность должна обладать, что является основой понятия 'современный гражданин России'. И на протяжении последних двух десятилетий мы говорили, что школа должна воспитывать, должна транслировать ценности, что мы должны говорить о морали, о нравственности, о семейных ценностях, но мы никогда не говорили о том, к сожалению, какие ценности лежат в основе современного российского общества, и что собственно мы понимаем под ценностями. В разработке стандарта под ценностями мы понимаем убеждения, устойчивое отношение к чему-либо или к кому-либо, духовные, нравственные, моральные принципы, которые приняты обществом. Подходы к формулированию системы ценностей - современных российских - были обозначены в статье Путина - если помните, была такая большая статья буквально за пару-тройку дней до его вступления в должность исполняющего обязанности президента России. Это был конец 1999 года. Затем в 2004 году в Послании Президента было сказано о том, что 'мы строим открытое гражданское общество'. В 2005 году, когда началась разработка стандарта, ценностная составляющая стала для нас определяющей. Но, пожалуй, впервые сами ценности современного российского общества были озвучены этой осенью в Послании Президента Федеральному собранию. Социальная справедливость, свобода - личностная, индивидуальная, (это серьезный ценностный сдвиг в нашем обществе, это надо понимать), жизнь человека, семейные традиции, любовь и верность, патриотизм, вера в Россию и глубокая привязанность к родному краю, межнациональный мир. Вот те ключевые ценности, которые должны быть сформированы у подрастающего поколения. Эти ценности закладываются сейчас в основу предметных программ и программы воспитания и социализации, разрабатываемых в рамках стандарта. Задача формирования ценностей и возвращение воспитания как результата образования повлияли на структуру базисного учебного плана и привели к тому, что в школу возвращается вторая половина дня и не только де-факто, но и де-юре, то есть с обеспечением оплаты работы учителя. Это очень существенный момент.
Требования к результату образования
Опять-таки в Послании Президентом было четко заявлено, что школа должна отвечать целям опережающего развития. Было обозначено то, что школа является базовым элементом всей системы образования. До сих пор во многих действующих концептуальных документах ядром системы образования выступает профессиональное образование. Теперь акценты смещаются. В течение 20 лет мы работали по догоняющей модели, пытались найти какие-то интересные сюжеты на Западе, пытались их транслировать на нашу родную, российскую социокультурную почву. Не всегда это получалось. Поэтому в основу современной разработки стандарта заложен переход от копирования западной модели к проектированию стандарта как важнейшего ресурса социокультурной модернизации российского общества и социально-культурного развития России. В основу стандарта положена российская система ценностей, духовная культурная база. Это очень важная, отличительная черта разработки нового стандарта. Понятно, что говоря о социокультурной миссии стандарта общего образования, мы должны очень хорошо понимать, что мы ждем на выходе, и какие формулируем требования к результату образования.
Рассматривая образование как ведущую социальную деятельность общества - не социальный институт, а именно социальную деятельность, в качестве ключевых результатов образования мы видим формирование российской гражданской идентичности и консолидацию общества, взаимопонимание и взаимное доверие представителей различных конфессиональных групп, взаимодействие культур, толерантность и сохранение этнической принадлежности . Это очень серьезный вопрос сегодняшней действительности, и работать в этом направлении, находить ответы на сложные вопросы, воспитывать детей в духе консолидации должна, прежде всего, школа.
Не менее важными государственными задачами и опосредованно ключевыми результатами образования являются социальное выравнивание общества и повышение конкурентоспособности личности, общества и государства. Под требованиями к результатам мы понимаем совокупность компетентностей выпускника образовательного учреждения, которая определяется личностными, семейными, государственными запросами к образованию. Я хочу подчеркнуть, что в данном случае требования к результату не бьются с единым госэкзаменом как единственной формой оценки результатов школьного образования.
Чтобы обеспечить реализацию таких сложных и многогранных задач, огромное внимание в стандарте уделяется методологии образования. Методологическая основа стандарта - системно-деятельностный подход. Имеется в виду практико-ориентированный характер обучения и ценность личностного, а не предметного результата образования ребёнка. Ребенок должен уметь проектировать свою собственную деятельность, овладеть универсальными компетентностями, такими как, например, коммуникативная. Он должен быть готов к выбору профессии, к выбору правильного вектора дальнейшего образования, и, естественно, он должен овладеть гуманистическими, демократическими ценностными ориентациями, умением следовать этическим, нравственным, моральным нормам, уметь оценивать не только других, но и себя. А что касается предметного результата, я бы обратил внимание на то, что самое важное - научить ребёнка приобретенные знания, умения, навыки, компетенции применять в повседневной жизни.
Таким мы видим портрет будущего выпускника-гражданина России. С этим можно спорить, можно соглашаться или нет. Ещё один важный момент в разработке нового стандарта - это широкое обсуждение. В том числе, при Российской академии образования создана поликонфессиональная рабочая группа во главе с президентом Российской академии образования Н.Д.Никандровым, куда входят все представители крупнейших конфессий - от русской православной церкви до Адвентистов седьмого дня, католиков, буддистов и так далее. Портрет будущего выпускника школы, как некий ожидаемый или задаваемый государством и обществом результат образования в ситуации действия нового стандарта обсуждался и этой группой. Хотя участниками дискуссии и были внесены отдельные замечания, в частности, ценность человеческой жизни как основополагающая личностная ценность, этот портрет современного молодого человека уже сам по себе является некоей зоной общественного согласия.
Несколько слов о второй группе требований системы - требование к структуре основных образовательных программ. Это система норм, регламентирующих содержание организации образовательного процесса. Если мы хотим в процессе образования и воспитания получить такого выпускника, о каком мы с вами говорили, школа должна соответствующим образом обеспечить учебный и воспитательный процесс. Эти требования направлены именно на организацию процесса обучения и воспитания.
Ну и, наконец, требования к условиям реализации основных образовательных программ - это система нормативов и регламентов, которые необходимы для реализации основных образовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования. Обратите внимание: здесь появляются новые нормативы, такие как информационное обеспечение учебного процесса, обеспечение доступа учащимся и учителям к базам данных, которые адекватны соответствующей ступени обучения. И, конечно, важнейшие условия - это комфортная, дружественная по отношению к учащимся, учителям и родителям образовательная среда, которая позволяет достичь личностных, социальных, познавательных, коммуникативных результатов образования. Вот это новая среда школы. Президент на это, если помните, обратил особое внимание. Я упомяну только один аспект из его Послания, касающийся недопущения ветхости учебных заведений. Вчера Министерство образования и науки вместе с 'Госстроем' уже провели первое совещание по вопросу разработки типового здания новой школы. Современное здание школы тоже должно соответствовать именно образовательному стандарту, вернее, обеспечивать реализацию того стандарта, который принят семьёй, обществом и государством. В чем, с нашей точки зрения, основной смысл той поправки, которую Андрей Александрович Фурсенко - не могу его в данном случае не упомянуть - провёл через Минфин и Минэкономики, и которая приобрела норму закона? В том, что устанавливается баланс и взаимосвязь между результатами, процессом и условиями образования. Совсем не так, как в том знаменитом анекдоте. 'Партсобрание. На повестке два вопроса. Первый - крыша в коровнике, второй - построение коммунизма. Поскольку доски не завезли, переходим ко второму вопросу'. В данном случае декларируется абсолютно честное, прозрачное отношение общества к системе образования, как к нормальному бизнес-процессу. Есть ресурсы - есть результат. Нет ресурсов - нет результата.
Именно понимание стандарта как системы требований и создает систему эффективного управления качеством образования в общеобразовательном учреждении. Вот, пожалуй, все, что я хотел бы сказать вам сегодня.
По материалам сайта Кремль.org