Во время встречи министров образования стран СНГ зарубежная пресса настойчиво расспрашивала министра образования РФ Андрея Фурсенко о едином государственном экзамене
Опубликовано 11 декабря 2008Во время встречи министров образования стран СНГ зарубежная пресса настойчиво расспрашивала министра образования РФ Андрея Фурсенко о едином государственном экзамене. Население стран СНГ по-прежнему интересуется системой высшего образования РФ. А значит, новые правила приема в наши вузы коснутся их напрямую.
А корреспондент «НГ» не удержалась, чтобы не расспросить участников встречи – иностранных министров – о едином государственном экзамене. Что они думают об этом и как проводится аналогичный экзамен в странах СНГ.
Оказалось, что трудности у всех одинаковые. Население стран СНГ с опаской встречало или встречает новшество. А власть выступает единым фронтом за единый экзамен (или тестирование), потому что он (оно) позволяет «мониторить качество образования в республиках».
Как рассказал министр образования Спартак Сейринян... в Армении в соответствии с реформами единый государственный экзамен проходит по двум уровням. Те выпускники, которые не намерены продолжать учебу в вузах, сдают более легкий вариант «А», а вариант «Б» состоит из более подробных вопросов, соответствующих более сложному уровню вступительного экзамена. Экзамены по варианту «А» в Армении проходят непосредственно на территории школ, а по варианту «Б» – по централизованной системе в особом месте. По варианту «А» сдают в 2,5 раза больше выпускников, чем по варианту «Б». Получается, что чуть ли не треть выпускников не желают (не могут) получать высшее образование? Интересно, какая бы картина сложилась в подобном случае у нас?
О промахах армянского ЕГЭ написали армянские газеты… В прошлом учебном году самым крупным упущением в ходе экзаменов было то, что ученики помогали друг другу во время экзамена по математике. Когда об этом узнали иностранцы (Армения изучает опыт США), то были страшно удивлены: по их мнению, абитуриенты «должны думать, что их сосед является их конкурентом, и ему не стоит помогать. А в Армении сосед по парте – это товарищ, а экзаменатор – общий враг, которого нужно обмануть».
В 2009 году планируют перейти на сдачу единого государственного экзамена, который заменит общереспубликанское тестирование (ОРТ), в Киргизии. По словам министра образования и науки Киргизии Ишенкуль Болджуровой, процедура ОРТ не отвечает образовательным требованиям, а значит неэффективна. (Как сообщают местные источники, слабы оказались сами тесты.) По словам Ишенкуль Болджуровой, сейчас экспертная группа Министерства образования и науки Киргизии изучает опыт введения единого государственного экзамена других стран.
Любопытен для нас, пожалуй, будет опыт Казахстана. В Казахстане системе национального тестирования около 10 лет. И на протяжении всех этих лет участие в едином национальном тестировании остается делом добровольным. Как рассказал министр Казахстана Жансеит Туймебаев, ежегодно количество участвующих в национальном тестировании снижается. Чем это объясняется? Во-первых, нежеланием учеников продолжать обучение на следующих уровнях. Во-вторых, отстранением от тестирования учеников, слабо освоивших стандарт среднего образования. Все это сопровождается ростом среднего балла оценки учеников, участвующих в тестировании.
За последние четыре года этот показатель вырос на 18 баллов. Но причины этого эксперты видят в нарушении правил единого тестирования либо связывают с общим снижением процента числа учеников, участвующих в едином тестировании. Увеличивается и минимальный балл.
Что показал единый экзамен в Казахстане еще? Увеличение разницы между показателями лучших школ и худших говорит о дифференциации в качестве образования. Отличаются знания учеников школ. Сначала разница в знаниях учеников сельских школ и городских составляла 7,1 раза. Сегодня этот показатель – 3,9 раза. Увеличение среднего балла наблюдается как по сельским, так и по городским школам. И все ученики год от года хуже знают математику.
Судя по опыту зарубежных коллег, можно подумать и о нашем ЕГЭ. Например, делать ли его добровольным? Стали ли дети знать предметы лучше после ЕГЭ? И нужна ли дифференциация экзамена, к чему ведет она? Ответы – смотрите выше...
Об этом сообщает Независимоя газета.