В. Садовничий: Будущее – за образованием в кредит
Опубликовано 31 августа 2004С каждым годом вероятность получить «бесплатный» диплом становится всё более туманной. Появляются новые схемы оплаты образования, цена на обучение в вузе растет, убран процентный барьер на принятие платных студентов на экономические и управленческие факультеты. Платное образование постепенно выживает бесплатное. Главный ректор страны - ректор МГУ, академик, президент союза ректоров России - Виктор Анатольевич Садовничий ответил сайту 5ballov.ru на несколько вопросов об образовании за деньги.
- В этом году главный вуз страны - МГУ - принял участие в программе Образование в кредит. Как Вам кажется, в чем заключаются преимущества и недостатки данной программы?
- Образование в кредит - уникальное предложение одной из коммерческих групп. Мне кажется, это абсолютно выгодное предложение для студентов: по условиям кредита не надо давать поручительств, не нужен имущественный или какой-либо другой залог. Начинать выплачивать кредит студент может после окончания университета, когда он уже устроится на работу. Таким образом, 5 лет банк оплачивает обучение студента, а студент возращает банку деньги в течение последующих 5 лет с учетом 10% годовых.
Подобная кредитная программа была предложена трем университетам: СПбГУ, Тимирязевской академии и МГУ. В этом году у нас была возможность взять до тысячи ситудентов-кредитников. Речь идет о тех ребятах, которые сдавали экзамены, но не добрали балл и в результате на бесплатной основе не поступили – именно они могли взять кредит и учиться для нас на платной форме, а для себя – пока на бесплатной, то есть за счет кредита. На сегодняшний день 200 студентов согласились взять этот кредит.
Конечно, не всё так благополучно, как кажется на первый взгляд. Есть некоторые опасения перед кредитами и у студентов, и у родителей. Может быть, причина опасений – нестабильность финансового мира, в котором постоянно что-то рушится, лопается, пирамиды разваливаются… Видимо, боязнь любых более или менее серьезных финансовых программ – в подсознании. На самом же деле, если здраво рассудить, бояться нечего. Особенно это касается студентов-кредитников: банк лопнет - некому деньги возвращать будет.
В любом случает, программа стартовала – студенты будут её обсуждать. Я думаю, что в следующем году количество абитуриентов, пожелавших взять кредит на обучение, сильно увеличится.
- Как Вы думаете, насколько перспективна такая форма оплаты обучения?
- Я вообще считаю, что за обучением в кредит - будущее. Скажем, парень из маленького городка по каким-либо причинам не смог достаточно подготовиться, чтобы поступить на юрфак, или на мехмат, или на химфак - он не набрал нужного количества баллов, но сдал все экзамены без троек. Теоретически он может учиться на платном отделении, практически для него это слишком сложно: в семье нет денег на оплату обучения в Университете – всё-таки суммы немаленькие. Этот студент берет образовательный кредит: он чувствует, что его внутренний потенциал позволит ему после окончания университета найти достойную работу и выплатить необходимую сумму в течение 10 лет. Думаю, через несколько лет и государственные, и негосударственные банки будут предоставлять кредиты на обучение. Впоследствии, возможно, у кредитного образования появятся особые условия: например, государственный банк дает кредит на образование только в том случае, если студент обязуется впоследствии работать по профилю. Развивать систему кредитования образования - одно из моих предложений на совете при президенте.
- Недавно было принято постановление о снятии барьера на количество студентов-платников на экономические и управленческие специальности. Как Вам кажется, какие последствия могут быть у подобного постановления?
- Это постановление касается в основном негосударственных вузов: именно они страдали из-за наличия ограничений на приём контрактников. На МГУ данное постановление никак не отразится. Мы ежегодно набираем приблизительно одинаковое количество платных студентов и увеличивать их число не планируем. У нас есть внутреннее ограничение на количество контрактников: мы набираем 5,000 студентов на бюджетной основе и 1,400-1,500 – на контрактной. Это менее 30%.
- В МГУ были факультеты, на которых не было платных студентов как таковых. Они до сих пор работают только с бюджетниками или нет?
- Было дело: на юрфаке не было контрактников. В этом году туда впервые взяли 20 платных студентов. На некоторые факультеты платные студенты просто не идут: на мехмате, например, 3-5 человек согласились учиться за деньги, на физфаке – 10-15, на химфаке – десяток. Некоторые факультеты - факультет мировой политики, журналистики, философии, социологии, иностранных языков - принимают большое количество контрактников. Нетрудно понять, почему так происходит: например, на новом факультете мировой политики число плантиков не ограничено, а конкурс на контракт очень большой – 26 человек на место.
- Существует система, благодаря которой платные студенты, сдав сессию на «отлично», могут уменьшить стоимость обучения. Почему она не действует в МГУ?
- Потому что такая система вне юридической схемы. Контрактник не может стать бюджетником, не нарушив при этом конкурсных условий. Некоторые так делают, я знаю, – они рискуют таким образом. Мы уменьшаем стоимость обучения только в частном порядке в исключительных случаях. Например, ребёнку, у которого родители погибли в автокатастрофе, мы, конечно же, в индивидуальном порядке пойдём навстречу.
- Победы на каких олимпиадах позволяют стать студентом МГУ на особых условиях?
- Победители всероссийских и международных олимпиад становятся студентами МГУ вне конкурса. В этом году мы решили принимать на особых условиях ещё и победителей региональных олимпиад: им автоматически засчитывается оценка «отлично» по предмету олимпиады. Из 800 олимпиадников, пожелавших учиться в МГУ в этом году, 625 поступили.
- Раньше на таких же особых условиях поступали победители олимпиад МГУ. Почему эту схему поступления было решено упразднить?
- Потому что она не совсем справедливая. Факультет в апреле-мае проводит свою олимпиаду. В ней принимают участие в основном москвичи, которые ещё до начала приемной кампании становятся наполовину студентами. Получается, что факультет заранее набирает студентов. Человек приезжает летом из Якутии поступать, а ему говорят, что мест осталось всего ничего. Это несовершенная схема. Мы же – за совершенную, справедливую систему образования.