Поволжский Образовательный Портал

Министр образования и науки Андрей Фурсенко провел совещание с ректорами вузов РФ и ответил на множество вопросов, связанных с новыми правилами приема в вузы по ЕГЭ

Опубликовано 05 февраля 2009

На прошлой неделе министр образования и науки Андрей Фурсенко провел совещание с ректорами вузов РФ. Он отвечал на множество вопросов, связанных с новыми правилами приема в вузы по ЕГЭ, а также объяснил, как выжить высшей школе в условиях кризиса. Случилось так, что накануне совещания, президент России подверг мощной критике тесты Единого госэкзамена по истории. Чиновникам пришлось выкручиваться. А в обществе прошел слух: может, ЕГЭ отменят?


Вопросы без ответов

Как известно, в ходе проведения заседания оргкомитета "Победа", посвященного празднованию 65-летия окончания Великой Отечественной войны, в своей заключительной речи Президент Дмитрий Медведев ужаснулся материалам ЕГЭ по истории для школьников, попавшихся ему в руки. "Вот очередной перл мне сейчас передали присутствующие здесь старшие товарищи, это тематические тренировочные задания по истории России к Единому государственному экзамену, изданные в Москве в 2006 году. Я не знаю, если на основе таких вопросов ЕГЭ сдается, то это печально", - сказал Дмитрий Медведев. "Вопросы просто удивительные, зачитываю некоторые из них: "Какие изменения произошли в Красной Армии в ходе войны?" – "Были введены погоны; была введена должность полкового священника; была создана специальная служба для выкупа пленных у противника". На кого это рассчитано? – спросил Дмитрий Медведев. - Что это?! Чудовищно просто! Если мы дальше будем по таким учебникам и по таким тестам готовить наших школьников, вы представляете, какие у них знания будут о периоде Великой Отечественной войны? В таких вопросах, к сожалению, проявляется не только неуважение к нашей истории, но, если хотите, известная доля провокации".

На совещании высокие чиновники от образования всячески открещивались от этого безобразия. Андрей Фурсенко заявил, что ни в одних Контрольно-измерительных материалах (то есть, тестах ЕГЭ) такого не было. И вообще, непонятно, из какого пособия (тем более – 2006-го года издания) эти вопросы выбраны. Глава Рособрнадзора Любовь Глебова тоже заявила, что в официальных КИМах таких вопросов нет, и вообще проблема не в этом. А в том, что нужно разрешить публиковать тренировочные материалы по ЕГЭ только проверенным издательствам. А не всем, как сейчас.

И, тем не менее, как известно, еще совсем недавно в тестах, например, по литературе были не менее идиотские вопросы (типа, какого цвета было платье Наташи Ростовой и как звали лошадь Вронского), поэтому можно легко поверить в то, что нечто подобное (теоретически), тем более, в 2006-м году, могло бы присутствовать и в тестах по истории.

У ректоров возникали и вопросы, связанные с процедурой зачисления в вуз по ЕГЭ. Например, что делать, когда на 5-10 бюджетных мест претендуют 100 льготников (как известно, льготами при поступлении обладают многие категории выпускников – сироты, дети с ограниченными физическими возможностями и т.д.). Вопрос этот не частный: как мне рассказала приятельница – профессор одного из гуманитарных факультетов МГУ, они уже сейчас не понимают, что им делать этим летом – все бюджетные места будут заняты льготниками и призерами олимпиад. Другим абитуриентам вход в МГУ автоматически заказан.

Замминистра образования Исаак Калина объяснил «несмышленым» ректорам: «Количество категорий льготников не нами установлено. Но я возвращаюсь к «точке отсечения» по профильному предмету (до этого он советовал ректорам продумать, какой должна быть нижняя граница проходного егэшного балла для каждого факультета, намекая, что - весьма высокой). И вообще, не нужно открывать специальность с пятью бюджетными местами. Или делайте полноценную бюджетную группу, или - только контрактную». Собственный ответ на этот вопрос, видимо, не удовлетворил самого Калину, и поэтому позже он опять вернулся к этой теме: по его мнению, нужно провести внеконкурсный конкурс между льготниками, и пусть поступят все лучшие из них. Словом, выкручивайтесь, как хотите: закон-то принят!

В кулуарах ректоры рассказали, что они пережили за последние месяцы: слишком поздно появились правила приема по ЕГЭ. (А что говорить о бедных выпускниках: они полгода не знали, к чему готовиться, а вузы так и вовсе объявят о своих экзаменах после 1 февраля)! К тому же, министерские правила все время корректируются (но это – к счастью).

Евгений Титков, ректор Арзамасского Пединститута, рассказал обозревателю «РЖ»: «Когда вышел приказ Фурсенко от 28 ноября, мы были в ужасе: там было сказано, что вузы должны принимать 4 обязательных ЕГЭ. И среди них – иностранный язык. Мы схватились за голову – это катастрофа. Говорят, что вмешался Российский Союз ректоров во главе с Виктором Садовничим. Он встречался с Министром и отстоял 3 (!) обязательных экзамена. Правда, пока только на этот год… Вы представляете, что значит сдавать обязательный иностранный язык, даже если вы поступаете на биофак или географический! Даже Москва не всегда сможет обеспечить положительный ЕГЭ по иностранному языку. Не говорю о провинции.

Мы предполагали, что будет обязательный русский язык, второй обязательный – профильный, а третий – по выбору. Но Калина сказал: нельзя».

О невозможности качественно сдать ЕГЭ по иностранному языку сказал «РЖ» и ректор Томского государственного университета, член Общественной Палаты Георгий Майер: «Когда в первом варианте было 4 экзамена, мы отправили Фурсенко и Садовничему телеграмму от вузов Сибирского федерального округа. Нас абсолютно не устраивал ЕГЭ по иностранному языку: Сибирь большая и не в каждой районной школе есть хороший учитель. Но сейчас сделали 3 экзамена и нас это устраивает».


В армию – со студенческой скамьи

Некоторым удастся сдать ЕГЭ в первую, досрочную волну. И кому-то повезет, а кому-то совсем наоборот: их заберут в армию. Возникает мысль, что эта досрочность для того и создана.

Вот что гласит документ Минобра: «Государственная (итоговая) аттестация выпускников вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, призываемых на военную службу, выпускников, выезжающих на российские или международные

спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы, на постоянное место жительства или для продолжения обучения в иностранное государство или направляемых по медицинским показаниям в лечебно-профилактические и иные учреждения для проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий в период проведения государственной (итоговой) аттестации, а также выпускников российских общеобразовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в государствах со сложными климатическими условиями, может проводиться досрочно, но не ранее 20 апреля текущего года, в формах, установленных настоящим Положением».

То есть выпускников вечерних школ хотят забрать в армию прямо в весенний призыв, чтобы они, не дай Бог, не успели поступить в вуз! Единственное, на что хочется обратить внимание. В документе написано: может проводиться досрочно. То есть, никто не имеет права заставить такого юношу раньше времени сдавать ЕГЭ.

Что еще должны знать абитуриенты-2009 и их родители: теперь студентов смогут забирать в армию прямо со студенческой скамьи. Сделано это очень хитро и умело. Как рассказал «РЖ» ректор Московского государственного Индустриального университета Виктор Демин, «отныне станут призывать в армию с неаккредитованных специальностей». Даже если сам вуз аккредитован. Такое правило плохо как для абитуриента, так и для вуза. По сути дела для вуза это – запрет на введение новых специальностей.

Объясним: когда вуз открывает какую-то специальность, он получает на нее лицензию. Но аккредитацию по этой специальности по закону можно получить только после того, как прошел первый выпуск студентов - через 5 лет. То есть все это время специальность считается неаккредитованной.

Раньше в законе было написано, что в армию не забирают из аккредитованных вузов. А сейчас поменялось только одно слово: не забирают с аккредитованных специальностей.

Как объяснил Виктор Демин: «С 1 сентября появятся новые стандарты, новые специальности, названия. Нам поменяют лицензии, а аккредитации по закону дадут через 5 лет. Абитуриенты об этом не знают. Человек поступает в аккредитованный вуз (это написано на сайте), а специальность у него неаккредитованная. В итоге вузы просто не будут открывать новые специальности».


В группе риска – гуманитарии

По прогнозам в 2009-м году в стране будет больше 7 миллионов безработных. По мониторингу рынка труда предполагаются увольнения в сфере машиностроения, металлургии, строительства, химической промышленности…

Что будет с трудоустройством выпускников этого года? Из 700 тысяч выпускников вузов более 100 тысяч рискуют не найти работу. Причем, цифры весьма приблизительные. По словам замминистра образования и науки РФ Владимира Миклушевского, в группе риска экономисты (30%), гуманитарии(11%), педагоги, специалисты сельскохозяйственного сектора, строители.

На стабилизацию Правительство выделяет 15,5 миллиардов рублей. В том числе – на так называемое опережающее обучение (для тех, кто работает неполный рабочий день, получает не всю зарплату…). Такое обучение в течение трех месяцев смогут пройти 2,6 миллионов человек.

Как указал Владимир Миклушевский, для миниминизации рисков решено сохранить количество бюджетных мест в вузах на уровне 2008-го года. В два раза увеличить число мест в магистратуре (40 тысяч). Количество мест в аспирантуре довести до 30 тысяч (раньше было 25 тысяч). При этом, снизить прием экономистов, юристов и менеджеров. Заключать договоры о целевой контрактной подготовке и освоении дополнительных квалификаций на старших курсах.

И все же продумано не все. По словам Валерия Иванова, ректора негосударственной Международной академии бизнеса и новых технологий в Ярославле, по разным оценкам до двух миллионов молодых людей не смогут в этом году поступить в вуз. Это те, кто не сдавали ЕГЭ: кто служил в армии (а в вузы могут зачислять только по результатам ЕГЭ), кто закончил школу ранее и только сейчас решил получить высшее образование. Они просто не смогут сдать ЕГЭ.

«В предыдущий кризис, - сказал «РЖ» Валерий Иванов. - Высшая школа сыграла важную социальную роль демпера: люди учились, получали новые профессии, и за этим последовал экономический рост. А сегодня – куда пойдут эти два миллиона? Они не поступят в вуз и останутся на обочине жизни. Даже после войны, в 1950-е годы создавались рабфаки, людей, которые не могли сразу поступить в вуз, готовили специально. В итоге многие стали главными конструкторами, себя реализовали. А так мы создаем дополнительное социальное напряжение.

Есть другой путь: мы работаем с зарубежными вузами, с Германией. Там, например, из 20 тысяч обучающихся только 20% получают государственный диплом. Его получают не все, а только те, кто «на выходе» соответствует требованиям качества. Но в процессе учебы человек так или иначе приобретает новые знания и компетенции».

В общем, совершенно очевидно, что молодых людей нужно занимать делом. Хотя бы образованием. Как сказал министр Андрей Фурсенко, «у нас впереди не один сложный год. Если говорить об антикризисных мерах, то мы должны закладываться на годы».

Наталья Иванова-Гладильщикова.

По материалам издания Русский журнал. 

Другие матералы рубрики: