Депутат Госдумы Оксана Дмитриева инициировала обращение в Конституционный суд России, опротестовывающее повсеместное применение ЕГЭ в штатном режиме
Опубликовано 13 февраля 2009Накануне депутат Госдумы Оксана Дмитриева инициировала обращение в Конституционный суд России, опротестовывающее повсеместное применение ЕГЭ в штатном режиме. Всероссийский Фонд Образования подает иск в Верховный суд на приказ министра Андрея Фурсенко № 362 от 28 ноября 2008 года, касающийся образовательных стандартов. В Минобразования также отправлен запрос депутатов ГД по этому поводу, но министр пока хранит молчание. Готовится обращение в Генпрокуратуру с просьбой опротестовать его прошлогоднее решение. О том, кто и почему пытается засудить ЕГЭ, какая образовательная альтернатива нам нужна сегодня и какие суммы несут родители, чтобы получить хорошее место в ВУЗе для своих детей, в интервью Накануне.RU рассказали член комитета по бюджету и налогам ГД Оксана Дмитриева и президент ВФО Сергей Комков.
Вопрос: Против чего Вы протестуете?
Оксана Дмитриева: ЕГЭ обязателен по всей стране и распространяется на тех, кто закончил школу в предыдущие годы. Фактически закон имеет обратную силу, и, в нашем понимании, ухудшает положение граждан. Поэтому он противоречит Конституции. Также очень много содержательных возражений.
Вопрос: Когда намерены подать документ в Конституционный суд?
Оксана Дмитриева: Я думаю, до конца февраля.
Вопрос: На сколько в думе значительна поддержка Вашего обращения?
Оксана Дмитриева: Полагаю, КПРФ поддержит, "Справедливая Россия". По поводу других фракций – не знаю.
Вопрос: Что может являться альтернативой ЕГЭ, на Ваш взгляд?
Оксана Дмитриева: Экзамены, которые были раньше. Эта система отлажена десятилетиями. Как поступали, так и станут поступать дальше. Некоторые ВУЗы могут принимать и по результатам ЕГЭ, используемого в качестве параллельного способа. Некоторые принимают по результатам олимпиад. Медалисты до последнего времени сдавали один экзамен.
Вопрос: То есть речь идет о применении разных вариантов?
Оксана Дмитриева: Пожалуйста. Как и раньше, вам могут засчитывать "пятерку" по ЕГЭ в качестве "пятерки" результата олимпиады. Это делается в разных престижных ВУЗах.
Вопрос: В некоторых западных странах поступающие предоставляют портфолио и проходят собеседование без экзаменов и тестов. Как Вы относитесь к этому?
Оксана Дмитриева: Это все очень условно. Во-первых, там разные системы – нужен не только набор материалов, но также берутся оценки при сдаче экзаменов в школах. Но не надо забывать, что, например, в Германии или Англии давно идет разделение на разные школы. В Германии есть гимназии, есть профессиональные школы. Реально поступить в университет вы можете только после гимназии. В каждой стране разные нюансы. Наши школы очень дифференцированы по уровню, который они дают. ЕГЭ по русскому и математике это показал. Порядка 30% выпускников школ реально не осваивают программу средней школы. Поэтому ссылаться на опыт, как все наши горе-реформаторы…Они что-то знают, но весьма поверхностно. Не понимают, что в каждой стране все достаточно индивидуально. А в Великобритании, в Кембридже и Оксфорде, поступающие так или иначе проходят собеседование, что эквивалентно госэкзамену. В Финляндии, Швеции практически нет вступительных экзаменов. Любой желающий в состоянии получить высшее образование. Существуют программы, стимулирующие его получение. Нет конкурса.
Вопрос: Если Конституционный суд пойдет Вам навстречу, то в какие сроки можно будет провести отвод ЕГЭ?
Оксана Дмитриева: Корректировки мы увидим в этом году. То, что сейчас запланировано – четыре обязательных ЕГЭ и минимальный балл, дающий право на поступление, лишит многие ВУЗы студентов. Очень волнуются технические ВУЗы. Преподаватели физики подтверждают, что знание их предмета существенно хуже, чем математики. Если по математике 30% двоек, то по физике их будет гораздо больше. Университеты боятся остаться без студентов. Это означает сокращение финансирования, что в кризисный год недопустимо – можно потерять техническую школу. Поэтому изменения должны произойти в нынешнем году. Несколько месяцев осталось до вступительных экзаменов. Нужно принимать адекватные меры. А дальше надо серьезно думать собственно по ЕГЭ, потому что 2008 год показывает, что с высокими результатами идут абитуриенты из таких регионов, как Дагестан, например. И нет логического объяснения, почему в Дагестане результаты лучше, чем в Санкт-Петербурге. А потом представители институтов говорят, что в принципе они должны отчислить данных студентов, так как те не справляются с программой. Но если они их всех отчислят, то останутся без финансирования. Появится пустая параллель, или со второго курса студентов станет в два раза меньше, чем на первом. Все это говорит о том, что ЕГЭ очень коррупционен. Регионы, относительно честные, окажутся в худшем состоянии. Они могут как угодно готовить детей, но если они (регионы) честные, то сдадут ЕГЭ хуже. Следовательно, должны будут адаптироваться, забыть свою честность и делать как в регионах, показавших "положительные" результаты.
Вопрос: На Ваш взгляд, если обязательный повсеместный ЕГЭ отменят, то как очередное нововведение воспримут учителя, преподаватели, сами дети?
Оксана Дмитриева: Очень хорошо воспримут. Преподаватели в школах изначально были против. Только процесс довольно сложный. Выпускникам, которые сейчас идут в ВУЗы, нужно быстро сообщать информацию об изменениях, поскольку им уже надо поступать. Они либо к одному должны готовиться, либо к другому.
Вопрос: Вы намерены подать иск в Верховный суд по приказу № 362 Минобразования от 28 ноября 2008 года. Расскажите подробнее об этом.
Сергей Комков: При тщательном изучении "Положения о формах и порядке проведения госаттестации обучающихся" наши юристы обнаружили, что в данном документе, в пункте 9 четко прописано – ЕГЭ проводится с использованием заданий стандартизированной формы контрольных измерительных материалов, разрабатываемых в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта полного общего образования. Суть в том, что этого документа не существует в природе. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, в соответствии с законом об образовании, должен разрабатываться в соответствии с положением, утвержденным Правительством РФ и утверждаться с отдельным законодательным актом. Иными словами, должен иметься закон о государственном образовательном стандарте. Такого закона в России до сих пор нет. Неслучайно у нас идет кавардак с тестовыми заданиями, на что обратил внимание президент Медведев. Я имею ввиду нашумевший сюжет с тестами по истории. Образовательных стандартов по истории нет, как нет стандартов по обществознанию, по литературе, по математике, ни по одному предмету. Сегодня все школы работают на основе двух подведомственных документов. Это приказы Минобразования. Один от 19 мая 1998 года. Им были утверждены временные требования к обязательному минимуму, что фактически давно утратило силу, поскольку один раз в 10 лет должны издаваться подобные документы.
А второй от 5 марта 2004-го, об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов. Дело в том, что даже этот приказ сегодня является недействительным, поскольку образовательный стандарт, в соответствии с федеральным законодательством, может утверждаться только соответствующим федеральным законом. Фактически школа работает без стандартов. На основе чего разрабатываются некие контрольные измерительные материалы? С какой балды они берутся? Возникает огромная масса разночтений, недоразумений, перлов невероятных в этих материалах. Уже направлены официальные депутатские запросы министру образования России с требованием пояснить – опираясь на какой документ он выпускал приказ и утверждал положение? Направлен депутатский запрос в министерство юстиции – на каком основании они пропустили такой приказ? С Генпрокуратурой мы обговорили уже проблему. Я готовлю на имя Генпрокурора обращение с предложением опротестовать приказ и положение Минобразования, поскольку они не основываются на нормах федерального законодательства. Группа родителей подпишет иск, и он будет направлен в Верховный суд, ведь на лицо грубейшее нарушение прав выпускников. Родители являются их представителями. Нарушены права детей, поскольку все контрольные измерительные материалы взяты с потолка.
Вопрос: Получается, что приказ федерального министра – подтасовка?
Сергей Комков: Фальсификация нормативного акта. Этот факт является признанием нормативного акта недействительным с самого момента его издания. Ставит под запрет проведение итоговой аттестации на основании того положения, которое сегодня издано.
Вопрос: Когда намерены подавать иск в Верховный суд?
Сергей Комков: Планируем до 20 февраля направить его официально. В пятницу представляем его журналистам, юристы и представители ГД дают комментарии. Доктор педагогических наук Александр Абрамов расскажет, что такое образовательный стандарт. Стандартом уже более 10 лет занимается Российская академия образования, до сих пор его никак не может выработать. Поэтому создавать контрольные измерительные материалы, основываясь на том, чего нет в природе, невозможно. У нас будет много вопросов и к федеральному Институту педагогических измерений. Они должны ответить прокуратуре, если та начнет расследование. Кроме того, я отправил президенту аналитическую записку о том, что ожидает систему российского образования, если не будет отменено положение.
Вопрос: О реакции со стороны Минобразования и Фурсенко что-то известно?
Сергей Комков: Пока нет. Депутатский запрос к нему ушел в минувшую пятницу. По закону он обязан реагировать в течение месяца.
Вопрос: Пошли депутатские запросы, Оксана Дмитриева готовит обращение в Конституционный суд, Вы – в Верховный. Кто еще заинтересовался проблемой?
Сергей Комков: Судя по реакции Генпрокуратуры – она очень озабочена. Департамент по контролю за соблюдением федерального законодательства очень озабочен. Озабочены службы, отвечающие за профилактику криминальной составляющей. Аналитическая записка моя пошла к министру Чайке. Народ задумался, что будет, если более 100 тыс. выпускников без аттестата выкинут на улицу, а из всей массы сумеют поступить в ВУЗы лишь 20%? 29 января прошли слушания в Общественной палате и были высказаны серьезные опасения в связи с новой системой. Мы видим серьезную озабоченность со стороны администрации президента. Не случайно в руки к Дмитрию Медведеву попали тесты. Фурсенко оправдывался и говорил, что это "левые" материалы. Но у них и "правых" нет. У них вообще никаких не может быть методических разработок, потому что все методики должны опираться на утвержденный, в соответствии с законом, федеральный госстандарт. А его нет. Любой учебник можно объявить "левым", как и сами контрольные.
Вопрос: Как думаете, до вступительных экзаменов удастся отменить приказ?
Сергей Комков: Это может произойти в течение месяца. Если Генпрокуратура внесет протест. Генпрокурор это вправе сделать по любому нормативному акту. Тогда нормативный акт должен быть немедленно рассмотрен судом. Как правило, протест Генпрокуратуры удовлетворяется. Тем более, что налицо грубейшее нарушение порядка выполнения федерального законодательства. Получилась ловушка, в которую, само того не подозревая, попало министерство образования. О необходимости скорейшего принятия федерального образовательного госстандарта говорила Общественная палата в сентябре 2007 года. Она вышла с инициативой помочь в разработке и прохождении процедур утверждения. Фурсенко заявлялл, что он "за". Прошло полтора года. Стандарта как не было, так и нет. Тем не менее, его указывают в положении о проведении итоговой аттестации. Фактически, это сочинение на вольную тему. Что захотели, то и написали. Стандарт должен был пройти через ГД, через профильные комитеты, должен быть утвержден на пленарном заседании ГД, должен пройти через СФ и, в конце концов, подписан президентом. Тогда он имел бы силу закона. А сегодня мы имеем дело с самодеятельностью, которая может плохо кончиться для десятков и сотен тысяч ребят. Подобную самодеятельность надо предотвращать. Я надеюсь, что, объединив усилия депутатов, экспертов, юристов, сотрудников прокуратуры, мы сумеем в нынешнем году отменить положение. Дети и родители в истерике. Мы констатируем, что, в связи с введением ЕГЭ, более чем в 20 раз выросла коррупция. Родители готовы заплатить любые деньги – 5,10,15, 20 тыс. долларов, чтобы получить хороший сертификат и место в ВУЗе. Но ведь даже получение сертификата не гарантирует место на бюджетном отделении. Счет не на рубли идет. На валюту. Коррупционный доход при поступлении в ВУЗы, по нашим данным, зашкаливает за 4 млрд долларов. Кому-то это выгодно. Целый бизнес, мошенническая система, на которой, в условиях кризиса, у населения забирают последние деньги.
Денис Колчин.
По материалам сайта Накануне.ru