Специалисты Центра социального анализа ИГСО пришли к мнению, что ЕГЭ не только бесполезен, он негативно меняет содержание школьного и вузовского образования
Опубликовано 25 марта 2009Ориентация системы образования на сдачу Единого государственного экзамена (ЕГЭ) не ведет к воспитанию развитых и ответственных граждан. ЕГЭ оказался не просто бесполезным. Его введение радикально и негативно меняет содержание школьного и вузовского образования. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе Института глобализации и социальных движений (ИГСО), к такому заключению пришли специалисты Центра социального анализа ИГСО.
В пресс-службе напомнили, что закон о ЕГЭ был принят в 2007 году, эксперимент начался значительно раньше - в 2001 году.
"За прошедшие годы ни протесты учителей и преподавателей вузов, ни провалы ЕГЭ, ни сомнения и возмущение родителей, ни даже случаи суицида школьников во время сдачи ЕГЭ не остановили правительство. Министр образования и науки Андрей Фурсенко упорно называет инициативу по введению ЕГЭ удачной. В 2009 году все абитуриенты будут сдавать экзамены в формате ЕГЭ", - отмечается в сообщении.
По мнению директора ИГСО Бориса Кагарлицкого, с введением ЕГЭ не достигнуто ни одной из заявленных министром и правительством целей: "Коррупция перемещается из вузов в школы, концентрируется вокруг самого ЕГЭ. Потребность обращаться к репетиторам не только не отпала с введением ЕГЭ, но стала еще более настоятельной. С 2009 года родители готовятся к тому, что нужно дополнительно готовиться ко всем экзаменам, а не к одному или двум, как раньше".
Специалисты ИГСО уверены, что продекламированная властями доступность столичных и престижных вузов для провинциалов или сельских жителей, не определяется формой вступительных экзаменов. Решающее значение имеют размер заработных плат и стипендий, наличие общежитий и размеры цен на билеты.
Руководитель Центра социального анализа ИГСО Анна Очкина считате, что школьный аттестат теперь, по сути, теряет смысл и не может претендовать на звание "аттестата зрелости": "Получить его может человек, сдавший на "тройку" математику и русский язык и не знающий ни истории, ни естественных наук, ни иностранного языка, ни информатики. Социальные и коммуникативные способности ученика тоже никакого значения не имеют. Все достижения школьника за 11-12 лет обучения обнуляются: сделав случайную техническую ошибку, он попадет в категорию неудачников и, напротив, расставив галочки в тесте "елочкой" или "лесенкой", получит незаслуженно приличный аттестат. С введением ЕГЭ как единственной формы вступительных экзаменов в вуз неясной, "подвешенной" становится ситуация с заочным обучением".
Отдельной проблемой в ИГСО считают качество образования, которое пытаются "улучшить" с помощью ЕГЭ. Тестовая форма позволяет проверить фактические знания, но не может выявить способность к самостоятельным рассуждениям, к формулированию аргументов. В тех разделах ЕГЭ, где предпринимается попытка проверки таких способностей, предлагаются размытые, субъективные критерии оценки. Дискуссионность некоторых тем составителями тестов не учитывается, нравственные проблемы не ставятся вообще. Выбор фактических знаний для проверки часто случаен, субъективен, знание многих фактов, имен, событий, предложенных в тестах ЕГЭ, не позволяют судить о понимании предмета в целом.
Введение ЕГЭ и компьютерного тестирования в вузах радикально меняют процесс обучения, формы подачи знаний и их содержание, характер общения педагогов и учеников. Старшие классы школы превращаются в загоны для дрессировки, натаскивания. "Ненужные" предметы школьник теперь не будет знать даже поверхностно, все силы будут отданы предметам, выбранным для сдачи ЕГЭ, - уверены эксперты.
Об этом сообщает ИА REGNUM.