Судьба российского образования зависит от того, останется ли оно после очередных государственных реформ моральным институтом, формирующим человека
Опубликовано 27 мая 200929 апреля с. г. «Псковская губерния» опубликовала очередное эссе сельского учителя из Опочецкого района Псковской области, писателя Георгия Гореловского «Клонирование проб и ошибок» [ 1 ], вызвавшее, как и предшествующие публикации автора, большой общественный резонанс и читательские отклики.
В минувшем месяце произошло важное событие: как и предсказывал публично министр образования РФ Андрей Фурсенко, 15 мая Верховный Суд России признал законным ЕГЭ – единый государственный экзамен, ставший предметом острой критики нашего автора. Суд отклонил иск трех московских заявителей, просивших отменить приказ Минобрнауки России о порядке итоговой аттестации освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования. Случайно или нет, но за неделю с небольшим до решения Верховного Суда, 4 мая, были опубликованы результаты проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу Министерства образования и науки исследования.
Из опубликованного ВЦИОМом отчета следует, что «успешно освоившие школьную программу и уверенные в своих силах выпускники и высококвалифицированные педагоги» поддерживают идею проведения единого государственного экзамена, а вот учителя-консерваторы и двоечники уверены, что его надо отменить. В числе сторонников ЕГЭ были названы «педагоги, готовые повышать свой профессиональный уровень и не боящиеся внешних оценок результатов своей работы», а также выступающие «за борьбу с коррупцией – как при выпускных экзаменах в школе, так и при поступлении в вуз». ВЦИОМ установил, что поддерживают ЕГЭ и родители, «готовые адаптироваться к новым формам обучения своих детей и убежденные, что экзамен облегчает поступление в вуз, мотивирует учителей повышать свою квалификацию, а их детей – более ответственно относиться к обучению».
Среди противников ЕГЭ, по данным ВЦИОМа, оказались, «двоечники, теряющие возможность списать или получить подсказку во время сдачи экзамена, ребята с повышенным уровнем тревожности», а также ученики, считающие, что раньше можно было поступить в вуз за денежное вознаграждение. В число противников ЕГЭ ВЦИОМ занес также «родителей, испытывающих недостаток достоверной информации о порядке проведения такого экзамена и оценке его результатов». ВЦИОМ считает, что не нравится ЕГЭ и «учителям, предпочитающим следовать исключительно старым методам в работе и избегающим каких-либо нововведений».
Вот такая картина мнений – аккурат к решению Верховного Суда.
Мы предоставляем читателям самостоятельно сделать выводы о результатах исследования и предлагаем вниманию публики новую статью Георгия Гореловского. Очевидно, по классификации ВЦИОМа, он относится к «учителям, предпочитающим следовать исключительно старым методам в работе и избегающим каких-либо нововведений».
Но – и мы это подтверждаем – именно его позиция вызвала многочисленные отклики поддержки читателей «Псковской губернии».
Редакция.
«Нас обманули. Гражданское общество, о строительстве которого было столько трескотни, на деле оказалось пустым звуком. В демократической России повлиять на принятие решений стало труднее, чем при советской власти… Вбрасывают идею, соизволяют ее обсудить и вне зависимости от итогов дискуссии принимают в том виде, в каком она пришла в больную голову… На мнение граждан депутатам и чиновникам наплевать. ЕГЭ так и не отменили, а литературу поставили в один ряд с пением и трудом. Знать ее теперь не обязательно, аттестат можно получить и не научившись внятно излагать свои мысли, думать и различать добро и зло. Образованные и высоконравственные граждане стране, вероятно, больше не нужны. Мы проиграли. У нас нет больше образования. Его заменил «рынок образовательных услуг».
Редакция. Умом Фурсенко не понять. «Литературная газета», № 2, 2009.
Выгодное дело
Надо угодить ухом под медвежью лапу, чтобы не слышать разницу между «образованием» и «образовательными услугами на рынке».
На рынке, как известно, царствует конкуренция. Разгоряченные школьные реформаторы и это приветствуют, не скрывая. Вот заголовки, которые выхватывает беглый взгляд из нескольких номеров всего лишь одного образованческого издания, газеты «Вести образования» за 2008 год: «Деньги в обмен на эффективность», «Умные – значит богатые», «Маленькая школа уже в прошлом», «Школы должны конкурировать между собой», «Когда рухнет ваша школа» и даже «Поле боя».
Действительно, считается, что конкуренция – основной двигатель прогресса. Общее место, как говаривал Базаров. Он с «общими местами» спорил – мы спорить не будем, потому как площадь не позволяет, но некоторые соображения на бумагу все же просятся.
Кого и куда двигает конкуренция в России – тема особая. Десятки тысяч нестарых и просто молодых людей в этой «конкуренции» натурально сложили головы. Сотни несчитанных тысяч стали бомжами, где они обретаются и как уходят в мир иной – никому нет дела.
Что эти жертвы оправдали, что продвинули у нас вперед – непонятно. Мне кажется – одни лишь всё совершенствующиеся методы обмана и грабежа, делая их более хитрыми, изощренными, неподвластными закону.
Помимо того, что конкуренция – это движитель, конкуренция на рынке есть в том числе борьба за выживание, то есть: кто – кого. И это не теорема – аксиома политэкономии, постулат, который действует независимо от нашего желания.
Кто кого… По-русски – борьба за деньги, за прибыль, за барыши.
Российские руководители бросили российские образовательные учреждения (ОУ) в конкурирующую схватку за деньги, коли эти «деньги следуют за учеником». Ученик как средство для получения прибыли…
Господа, а вы не путаете божий дар с яичницей? Ведь за этими пустыми буквенными «ОУ» скрывается человеческое, для всех нормальных людей милое, доброе слово «школа». У школы принципиально иное предназначение (не борьба!) и свой особый должен быть путь (а не бой) при неустанном отеческом вспомоществовании государства. По-моему, это азы, если думать о будущем и вообще о людях, а не о барышах.
Получать выгоду можно, в принципе, со всего, даже с любви и родственных связей – о чем мы и слышим теперь зачастую «из зала суда». Фашисты, например, получали «выгоду» с душегубок на колесах, привозя к крематорию уже готовый для сожжения материал, не тратя на умерщвление ни свинца с порохом, ни отравляющего газа.
Но когда власть пытается сорвать прибыль, получить «выгоду» с обучения детей, урезая финансирование проигравшим «в конкуренции» школам, вынужденным сокращать свои штатные единицы и, в конце концов, закрываться (учителя уходят, детей из недоукомплектованных школ родители вынужденно переводят в другие) – то в конечном итоге какую и кто вообще имеет с этого прибыль?..
И если уж пошла речь о рынке, то предприятие на рынке должно быть застраховано владельцем на случай банкротства. Хоть с одной школой это сделано? Хоть одна застрахована «от банкротства», то есть закрытия не по своей воле?.. Получается, что российские «ОУ» без всякой государственной страховки бросаются государством в мясорубку самого дикого рынка, в мутную воду «рынка услуг»?.. Как-то не сходится у нас одно с другим, но назвать это недомыслием язык не поворачивается.
Деньги, конкуренция, поле боя, маленьким школам капут… Капут-то капут, но именно по причине своего особого, гуманистического предназначения школы не смогут конкурировать между собой, они не будут загрызать друг друга на рынке услуг, а будут просто вымирать одна за другой – при дальнейшем развитии того попустительства, которое нынешние руководители российского образования пытаются выдать за прогрессивное развитие своей отрасли. Публично пытаются, во всяком случае. Что они думают на самом деле, понять трудно.
Посмотришь историю – число школ (в том числе учительских школ и учительских семинарий) в России неуклонно росло. (Учительскую школу в Спас-Клепиках закончил, например, Сергей Есенин.) После Гражданской войны школы быстро восстановились и вновь стали расти числом…
До революции на Псковщине, например, уже действовало более 200 школ, гимназий и ремесленных училищ. Сейчас же в Псковской области по приснопамятной программе решено удовлетворительно обеспечить всего 100 так называемых «базовых» школ, а остальные (более 200), понимай так, должны приказать долго жить…
Куда же мы такой торопливой побежкой направились, господа хорошие? В XVIII век, во времена недорослей?
Не вижу я никакого прогресса в избранном направлении, вот хоть убейте.
Жеребец в сенате
Мне понятны теплые воспоминания о школе 1960-х годов ветерана педагогического труда Т. К.Орловой (г. Себеж), высказанные ею в письме в редакцию «Псковской губернии» [ 2 ]. Это особенно трогает, когда осознаешь, что нынешний ветеран труда в ту пору была ребенком, школьницей.
1960-е годы, что ни говори, для школы были золотыми. Зло, суть которого мы, дети, понимали плохо, было названо и развенчано; выстрелил в космическую высь Гагарин; всеобщий подъем, вера и надежда передавались и нам, школьникам.
То, что не все пошло так, как обещалось, это вопрос не детский и более поздний. Но в школе в те годы действительно была стройная двуединая система образования и воспитания, отлаженность всех ее звеньев, коллективизм, ясное понимание задач и высокие цели.
И обратите внимание, как завуалировано, как не выговаривается у политического руководства страны название того, к какой цели мы следуем сейчас и какого человека должны создать на этом пути – человеческий капитал, по-научному. Груды словесной шелухи вываливается на головы обывателей, но попробуй найди там ответ на главный вопрос!
Школа тем самым поставлена в крайне затруднительное положение. На основе каких моральных и культурных ценностей она должна строить свою деятельность? Дети не любят и не понимают всякую отвлеченную абстрактную заумь, им подавай конкретику, видимые примеры, образы и поступки. Не подашь ты, подадут, подсунут другие.
Так что в подвешенном состоянии болтаемся, господа – растим потребителей и только. Можно, конечно, на это по-страусиному не обращать внимания, но я одного не понимаю: а кто же будет создавать, когда все начнут орудовать только ложками?
Госаппарат, конечно, работает и свою «продукцию» он выдает. Недавно вот услышал на небольшой «политинформации», что мы, оказывается, строим социально ориентированный капитализм… То есть «капитализм с человеческим лицом»…
Но, простите, если коммунизм – утопия, то капитализм с человеческим лицом – утопия в квадрате. «Лицо», видимо, сохранено для переходного периода, позже его с брезгливостью отбросят.
То, что у нас сейчас происходит, очень плохо сориентировано социально и мало похоже на доброе человеческое лицо. Для большинства происходящее скорее напоминает совсем другую часть тела.
Снова у нас правящая партия с непререкаемым авторитетом своих планов и решений. Сроки сидения в креслах власти для своих членов она, входя во вкус, понемножку прибавляет. «Дайте еще порулить! Коней на переправе не меняют!..» и т. д.
Что-то, господа, переправа у нас затянулась на целых 17 лет. После войны мы за этот срок и оправились, и переправились, и в космос полетели, а теперь не знаем, как в нем и удержаться.
Какой лозунг сейчас реет над нашими головами? – «Обогащайтесь!» Кто может. Но это же аналог к «Грабь награбленное!» Какое общество всеобщего благоденствия, да еще с приятным человеческим лицом, можно создать таким путем?.. Причем трудиться, «обогащаясь», совсем необязательно! Разрешено обогащаться и без труда… Действительно: от трудов праведных не наживешь палат каменных.
Наряду с этой вакханалией разрешенного грабежа слабых, беззащитных и бесправных, то есть всех мирных обывателей, мы затеваем «плюрализм» в учебниках и школьных программах… Но это же прямой и самый короткий путь в никуда, к обществу недоумков-потребителей, простите. Когда все вроде бы грамотны (ЕГЭ сдали), но ничего не понимают в происходящем вокруг, потому что нет, не заложено в головах главного – мировоззренческой системы как инструмента познания. Люди разрознены, разобщены духовно. Или такая цель и ставится?.. Но подобные задачи ставят перед собой, как правило, иноземные завоеватели, но никак не отечественные государственники…
«С миру по нитке» – это не знания, а праздное развлечение. (Я не о телепрограмме, а о принципе.) Человек, обученный «на рынке услуг», не понимает, почему где-то там едят гадов, а еще где-то запаршивевшие пузатые дети Африки пьют добротную американскую колу, а тут бабушки спят зимой не раздеваясь, в фуфайках и валенках, и над головой у них сосулька, а здесь набили мясом сосиску в 30 метров и несут ее куда-то «под фанфары» по ликующей улице, как Ильич со товарищи бревно… Видимо, они так хотят, так любят жить – те спать в фуфайках, а эти дуть до посинения одну колу…
Люди без мировоззрения не способны к анализу, нахождению причин и следствий, не способны к глубоким, ярким чувствам; все притуплено, «замаслено» – инстинкты удовлетворения, самые низменные в том числе, выходят на передний план.
Отпадают потребности духовные, эстетические, не читаем и не думаем, потому что уже не понимаем текста, засыпаем, зевота выламывает скулы, а только смотрим, развалясь в кресле и жуя попкорн. С идиотическим безразличием смотрим на выборы, на порно, на слезы истязаемых детей, на бомбы, падающие на головы безвинных людей, на горящие чуть ли не у себя под окном автомобили…
Но на этом пути исступленного наслаждения без стыда и совести рухнул, помнится, даже Великий Рим! Какие-то вандалы [ 3 ] в волчьих шкурах с дубьем и луками, вылезя из лесов, расколошматили огромную империю, вырезали, как в курятнике, и правых и виноватых «при полной развращенности народа и болезненном расстройстве государственной жизни» (Плутарх). В государственном устройстве римлян они просто ничего не понимали. Вот тебе и вандалы. Вот вам водопровод, мраморные ванны с лепестками роз, вот вам и жеребец в сенате [ 4 ]. Ничего не осталось. Красивые руины, страница истории.
Эллины, римляне были красивы, кто спорит. Но, господа, они же не знали чувства стыда, просто не зна-ли, не ведали, не были знакомы! Не случайно великий моралист Диоген ходил днем по Афинам с фонарем и «искал человека»…
Когда военачальник Филоксен, по сообщению Плутарха, поинтересовался у Александра, «не хочет ли он купить двух мальчиков замечательной красоты», полководец возмутился этой «мерзостью», но не казнил Филоксена, а всего лишь «жестоко изругал в письме»… Тогда некто Гагнон поспешил сообщить, «что собирается купить и привезти ему знаменитого в Коринфе мальчика Кробила». Гагнон был выбранен «не менее жестоко»… [ 5 ]
Это Греция. Рим же просто пал здесь на дно. (Плутарх застал лишь цветочки…) Модная ныне в узких кружках пресытившейся молодежи «бисексуальность» там буквально процветала. Римляне получали удовольствие от созерцания зверств, совокупления с животными, оргий, группового онанизма и проч., не испытывая при этом никаких личностных сомнений, душевных терзаний – потому что у них не было души, они не знали понятия греха, они были я-зыч-ни-ки! Такие же, как и вандалы, которых они называли варварами. Только чистые, сытые и образованные (право, науки, технологии), а те – грязные, полуголодные, но такие же физически здоровые, не ведавшие ни стыда, ни жалости.
Здоровый образ жизни в отсутствие нравственного воспитания невозможен в принципе, не надо заблуждаться. Здоровая, голая физиология, «физическое совершенство», просит только животных наслаждений, на этом все «здоровое» и заканчивается. Конкурсы красоты в разных возрастных группах – это вершина эстетизма в нашем случае. На которой ой как трудно удержаться.
Но даже если и забыть на минуту о необходимой нравственности, о каком вообще здоровье школьников можно говорить, когда спорт стал доступен единицам, стал уделом избранных, богатых – отраслью бизнеса. Причем бизнеса самого махрового, где ворочаются многомиллионные суммы и присутствует криминал.
Сочи, Сочи!.. Все поедем в Сочи! И ты, мальчик, и ты, девочка!.. Как же, поедем. Футбольный мяч стоит три тысячи рублей, больше бабушкиной пенсии, а пособие по безработице у папы с мамой в г. Опочке вообще 800 рублей. Вот и готовься мальчик к Сочи.
А если взять современные горные лыжи, с креплениями, ботинками? С палками… А еще очки, комбинезон… А если коньки?.. Это сколько же бабушкиных пенсий, МРОТов и прочих корзин выживания надо сложить в кучу, чтобы приготовиться нашему мальчику к Сочи?.. А всей родне его, значит, лечь костьми от голода во славу отечественного спорта?
Не надо агитировать за здоровый образ жизни – надо сделать его доступным. И привлекательным. А когда самым дешевым и доступным остается пиво (которое пить еще и модно!) да всякая синтетическая бурда в баночках, то действительно через десять лет некого будет и в армию призывать. Уже сейчас среди одиннадцатиклассников здоров один из десяти (в начальных классах четыре из десяти). Но и у формально «здоровых» гастриты, синуситы, кариес…
Вот тогда и узрим мы у своих ворот современных «вандалов», жадно облизывающих обветренные губы, вот тогда и прокукарекает наш любимый национальный символ, что на пятирублевике, да и клюнет нас в известное место…
«На бубуку!»
Для освобождения от «коммунистических предрассудков» мы выбрали самое неподходящее время и методы. Будучи фактически единственной в мире атеистической страной, отъяли у средней и высшей школы воспитательную функцию – дескать, «информация воспитает» (но избави нас, Боже, от такого воспитания!) – и в массы, лишенные каких-либо нравственных ограничений (первоначально и законов!), вкинули лозунг: «Обогащайся!»
Сейчас от свального греха, от Содома и Гоморры, нас удерживают лишь остатки народной морали в старших поколениях, которая – мораль – сформировалась за века на основе христианских заповедей. Взрослые люди в массе своей знают, «что такое хорошо и что такое плохо» и пытаются внушить это своим детям. Объяснить, что есть добро и зло, честь и срам, героизм и откровенная подлость. Школа, со своими старыми наивными учителями, пытается к этому что-то добавить, растолковать, показать на лучших образцах русской и мировой литературы, истории. Школа осталась с родителями и детьми. Государство же отмежевалось от воспитания полностью, переложив эти обязанности на СМИ, рекламу, компьютерные страшилки-стрелялки и «информацию» мировой паутины.
Силы, увы, не равны. Идет чудовищный навал мерзости, жестокости, цинизма со стороны этих новых «воспитателей» на юные незащищенные умы.
Большевики в свое время перелицевали христианские заповеди в моральный кодекс строителя коммунизма, который висел в каждой пионерской организации, в каждой ячейке комсомола. Я не говорю, что это было идеально, но это хоть что-то. Это во сто крат лучше, чем разнузданная «свобода» молодых на дискотеке, пиво и информация с порносайтов в интернете. Это куда выше, чем массажные салоны «с дальнейшими услугами». Чуть не написал - «образовательными».
В старых людях, наших пенсионерах и ветеранах, сохраняется наивная наследственная вера в непогрешимость верховной власти. Царь – помазанник Божий, Генеральный секретарь – вместо него, президент – следующий заместитель помазанника…
Молодежи нынче «глубоко наплевать» на эти святые архетипы и понятия – ее, главным образом, можно только купить. Помните ликующую гопоту «Наши»? Кстати, чисто хулиганское, дворовое название организации: «Погнали наши городских…». Иным казалось, что это типа комсомольцев, что это всерьез и надолго. И каким роем они облепляли президента и мололи политическую чепуху!.. И кричали самим непонятно что.
Когда я вижу подобные сборища, все время вспоминаю старый анекдот… Советский агитатор собрал на площади африканское племя. «Долой эксплуататоров!» – «На бубуку!» – радостно взревела толпа, потрясая копьями. «Землю – крестьянам!» – «На бубуку!» – «Власть – народу!» – «На бубуку!..» После митинга оратор зашел за пальму справить малую нужду, а туземец глянул на него сбоку да и говорит: «Э-э, какая маленькая у тебя бубука!..»
Выборы прошли, их вожак, «выдающийся организатор», оказался в правительстве чуть ли не в ранге министра, а вся гопота моментально куда-то исчезла – ее просто перестали финансировать, подпаивать «Спрайтом». Но поверьте! Через четыре года она возродится из пепла. Может, под другим названием, но возродится, явится из пены очередного «Спрайта», как Афродита из пены морской…
Белый «Мерседес» и желтый кабриолет – это не мечта жизни, а убожество души. Удовлетворение того же животного инстинкта – быть сытым, самым большим и «блестящим». Кошка перед псом становится боком, выгибает спину и вздыбливает шерсть, чтобы показать, какая она большая, сильная. Гиена может напасть на десятилетнего ребенка – он ниже ее ростом. Но если ребенок поставит себе на голову кувшин, просто обломок доски и станет выше, гиена отступит…
Так то глупая гиена. В человеческом сообществе, увы, мы зачастую видим, как не отступают не только «в виду кувшина», но даже и в виду вооруженной охраны и закона.
Общество, лишенное морали, превращает человека в варвара, который волен убить любого себе подобного (и не только «чужого»!) и уничтожить любое достижение человеческого духа, любую красоту – «зачем они, если не мои?..»
Должны, должны быть в душе молодежи алые паруса или алые галстуки, белый парус в море голубом или серебряный стриж в бездонном небе. Юность, лишенная романтики и благородства – это опасно и жестоко по отношению к ней самой, ко всей последующей жизни человека.
* * *
Системное решение чуть ли не всех вопросов российской школы было принято поразительное – как меч, которым Александр Македонский разрубил Гордиев узел: было решено посадить школу на иглу ЕГЭ [ 6 ]. И не так резко, а «мягко», малыми дозами, в течение нескольких лет, чтобы эффект привыкания стал незаметен. И необратим. А для «перевода стрелок» руководитель реформы, г-н министр Фурсенко заверил (в беседе с г-ном Познером 30 марта с. г. на Первом канале), что к принятию плана о введении ЕГЭ он руку вообще не прикладывал. Потому как когда он получил портфель министра, в нем этот план, расписанный по пунктам, уже лежал… [ 7 ]
То есть государственная политика в области образования есть, а вот автора ее – нет. И обращаться вроде как не к кому. Разве что просто – к государству.
ЕГЭ и тестовое обучение – тот троянский конь, который подорвет наше образование изнутри, «опустит» его до примитивного уровня.
Нормативно-подушевое финансирование школ, введенное три года назад, действуя одновременно с ЕГЭ, будет кромсать наши школы извне.
Российское образование прочно взято «в клещи».
Посмотрим, наступит ли «ломка» общественного организма, ожидаемая в июне месяце сего года, или же дозировка была выбрана государством точно.
Георгий ГОРЕЛОВСКИЙ, член Международной ассоциации писателей и публицистов, член Союза писателей России, сельский учитель, дер. Крулихино и Теребени, Опочецкий район, Псковская область.
По материалам издания Псковская губерния.