Выступление заместителя Министра образования и науки РФ В. Миклушевского на Тверском социально-экономическом форуме по вопросам внедрения ИКТ в образовании и науке
Опубликовано 08 июля 2009Заместитель Министра образования и науки РФ В.Миклушевский 3 июля 2009 года выступил с докладом "Основные направления развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки до 2015 года" на Тверском социально-экономическом форуме по вопросам внедрения ИКТ в образовании и науке.
Далее приведены выдержки из доклада.
Уважаемые коллеги!
Работу нашей тематической секции и свое выступление я хотел бы начать с цитаты Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева: "...очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей - вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий".
В настоящее время, хотим мы этого или нет, мы все живем в информационном обществе. При этом те возможности, которые теперь открываются, используются весьма слабо. Наша задача - "развернуть" информационное общество навстречу тем потребностям, которые есть у экономики и у тех людей, кто живет в нашей стране, в первую очередь, у молодых людей, получающих образование, ученых, исследователей, профессоров, преподавателей, педагогов. Мы должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться этой информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться. Это невозможно сделать без современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки.
Информатизация образования и науки является частью глобального процесса. Информационные и коммуникационные технологии признаны во всем мире ключевыми технологиями XXI века, которые на ближайшие десятилетия будут являться залогом экономического роста государства и основным двигателем научно-технического прогресса.
Перед российской системой образования стоит ряд важных проблем, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и обеспечения равных возможностей доступа к образовательным ресурсам и сервисам всех категорий граждан вне зависимости от их места проживания, этнической принадлежности и религиозных убеждений.
Создание информационной среды, удовлетворяющей потребности всех слоев общества в получении широкого спектра образовательных услуг, а также формирование механизмов и необходимых условий для внедрения достижений информационных технологий в повседневную образовательную и научную практику является ключевой задачей на пути перехода к информационному обществу. Массовое внедрения ИКТ в сфере образования и науки, использование нового образовательного контента и новых технологий образования, в том числе технологий дистанционного образования невольно влечет изменение самой парадигмы образования, изменение стандартов и требований, методик преподавания, и как следствие, требует изменения самой стратегии развития образования. Мировая практика развития и использования ИКТ демонстрирует в первую очередь явную тенденцию к изменению традиционных форм организации образовательного процесса в условиях информационного общества. Вместе с этим меняются содержание образования, используемые в нем методики, дидактические подходы, технологии и стили.
Надо признать, что в большинстве своем образовательная и научная среда недостаточно подготовлена к активному, массовому внедрению ИКТ. Необходимо преодолеть этот барьер, который зачастую носит чисто психологический характер. Мы с вами как люди, наиболее продвинутые в плане ИКТ, должны изменить отношение наших коллег, учителей, родителей к использованию информационных технологий в образовательном процессе.
Этот процесс потребует масштабного обновления системы образования и науки России, ведь именно сфера образования является как основным потребителем информационных ресурсов (в том числе электронного контента), так и площадкой для развития и применения ИКТ. Школы, вузы, исследовательские учреждения являются наилучшим полигоном для развития ИКТ, и наоборот, само образование и наука сегодня немыслимы без применения современных методов информатики и средств ИКТ, которые являются основой подготовки новых граждан России к жизни в информационном обществе и трудовой деятельности в условиях этого общества.
Основные направления развития и внедрения информационно- коммуникационных технологий в сфере образования и науки до 2015 года направлены на информационно-ресурсное и методическое обеспечение достижения системного эффекта в области управления и развития образования и науки, экономических механизмов в указанных сферах, а также повышения качества и доступности всех уровней образования на основе и с использованием ИКТ.
Данные направления развития и внедрения информационно- коммуникационных технологий в сфере образования и науки должны стать неотъемлемой частью разрабатываемой Федеральной целевой программы развития образования до 2015 года и задать новую рамку и новый контекст развития образования и науки России в условиях информационного общества.
Основные направления развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки до 2015 года были подготовлены на основе анализа различных нормативно-правовых и регламентирующих документов в части реализации мероприятий ИКТ в указанных сферах за период 2005-2009 года и результатов, полученных в течение этого периода в рамках проектов ПНПО, ФЦПРО, ФЦП "Электронная Россия" и "Информатизация системы образования". Параллельно был проведен анализ основных мировых тенденций развития образования.
Предпосылками разработки основных направлений развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки до 2015 года стали:
- Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды"
- Проект "Информатизация системы образования"
- Приоритетный национальный проект "Образование"
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы (ФЦПРО)
- ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы"
- Федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы"
Обилие масштабных федеральных и региональных программ и проектов, а также частных инициатив в сфере развития и применения ИКТ в образовании и науке - благоприятная тенденция последнего десятилетия.
На сегодняшний день созданная инфраструктура представляет собой совокупность информационных ресурсов, глобальных сетей передачи данных и средств компьютерной и телекоммуникационной техники, которые позволяют преподавателям и учащимся, исследователям и ученым получить доступ практически к любым источникам информации, широко использовать новые, электронные виды информационных ресурсов, в том числе учебных, в процессе обучения, включая различные методы дистанционного образования.
В рамках реализованных мероприятий вышеперечисленных программ были существенно расширены возможности образовательных учреждений по использованию информационно-коммуникационных технологий. В то же время динамика совершенствования ИКТ требует постоянного обновления и развития инфраструктуры, обеспечивающей эффективное их применение в образовании, а главное - в науке. Сохраняется существенный дефицит востребованных и используемых системой образования современных электронных образовательных ресурсов, без которых применение ИКТ в образовательном процессе неэффективно. Необходимо запустить широкую апробацию всего, что уже создано, отделить "зерна от плевел" и обеспечить процесс их широкого внедрения. В умении использовать компьютер педагоги нередко отстают от своих учеников, в тоже время у учителя, к сожалению, зачастую нет желания и стимула быть IT-компетентным. Нет ясных, практических методик, гарантирующих эффективное использование новых технологий на рабочем месте учителя.
Основные направления развития и внедрения информационно- коммуникационных технологий в сфере образования и науки до 2015 года включают в себя комплекс мероприятий, реализация которых предполагает совершенствование, как технологий образования и науки, так и содержания, методической поддержки участников всех ступеней образовательного процесса и, как следствие, - модернизацию системы и механизмов управления, модернизацию нормативно-правовой базы, что должно привести к изменению всей парадигмы образования.
Основные инициативы:
-
Внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий с использованием преимуществ электронных образовательных ресурсов для обеспечения равных возможностей в получении качественного образования всем участникам образовательного процесса, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья.
-
Обеспечение возможности реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся (школьников, учащихся, студентов, слушателей) на основе внедрения и использования ИКТ, дифференциация учебного материала в зависимости от способностей обучаемого с целью наиболее эффективного усвоения знаний и раскрытия потенциала личности.
-
Широкое внедрение информационных технологий для сохранения, развития и эффективного использования научно-педагогического потенциала страны (электронные библиотеки, электронные базы результатов НИОКР и ВАКа, системы справочно-методической поддержки, и т.д.).
-
Создание условий для поэтапного перехода к новому уровню обеспечения качества образования на основе ИКТ; реализация возможностей постоянной, а не эпизодической переподготовки для учителей школ и преподавателей вузов, получения знаний как в системе национального образования, в том числе и дистанционного, так в пространстве мировой системы образования.
Ключевые инициативы в области информатизации образования и науки, предлагаемые к реализации, сгруппированы по уровням образования:
-
Для общего образования - "Новая школа - базис современного общества".
-
Обеспечение равного доступа к качественному образованию для детей с ограниченными возможностями, обучающихся на дому.
-
Для системы среднего профессионального образования - "Формирование нового привлекательного имиджа системы НПО/СПО".
-
Для высшей школы и науки - под девизом "Профессионалы для новой экономики".
Источник: Портал "Российское образование"