Поволжский Образовательный Портал

Проект приказа Рособрнадзора "Об утверждении требований к уровню квалификации экспертов, привлекаемых к выездным и документарным проверкам при осуществлении контроля и надзора в сфере образования"

Опубликовано 22 июля 2009

  Проект приказа Рособрнадзора

 

 

Об утверждении требований к уровню квалификации

экспертов, привлекаемых к выездным и документарным

проверкам при осуществлении контроля и надзора

в сфере образования

 

В соответствии с пунктом 11 Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. № 116 (Собрание законодательства   Российской   Федерации   2007,   № 9,   ст. 1098; 2008, № 6, ст. 502), п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемые требования к уровню квалификации экспертов, привлекаемых к выездным и документарным проверкам при осуществлении контроля и надзора в сфере образования.

2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в
Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Т.Л. Живулину.

Руководитель                                                                              Л.Н. Глебова

 

 

риложение

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Федеральной службы

по надзору в сфере образования и науки

от __________________ № ___________

 

 

ТРЕБОВАНИЯ

к уровню квалификации экспертов, привлекаемых к выездным

и документарным проверкам при осуществлении контроля

и надзора в сфере образования

 

1. Настоящие требования применяются к уровню квалификации экспертов, привлекаемых к выездным и документарным проверкам (далее – проверки), проводимым Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор) и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими контроль и надзор в сфере образования (далее – уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации).

2. Устанавливаются требования к экспертам по следующим направлениям контроля и надзора:

к экспертам, привлекаемым к проверкам при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования (далее – эксперты по контролю и надзору за соблюдением законодательства);

к экспертам, привлекаемым к проверкам при осуществлении контроля за соблюдением условий, предусмотренных лицензией на право ведения образовательной деятельности (далее – эксперты по лицензионному контролю);

к экспертам, привлекаемым к проверкам при осуществлении контроля качества образования (далее – эксперты по контролю качества образования);

к экспертам, привлекаемым к проверкам при осуществлении надзора за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанных полномочий [1] (далее – эксперты по контролю и надзору за осуществлением переданных полномочий ) .

 Требования к профессиональному образованию экспертов

 3. Эксперт должен иметь высшее профессиональное образование с присвоением квалификации (степени) «специалист» или «магистр», подтвержденное соответствующим документом государственного образца о высшем профессиональном образовании.

 Требования к профессиональным знаниям и умениям экспертов

 4. Устанавливаются следующие общие требования к профессиональным знаниям и умениям экспертов по всем направлениям контроля и надзора.

а)   Эксперт должен знать:

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [2] (в части проверок юридических лиц, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства);

постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. № 116 «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования» [3] и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие проведение контроля и надзора в сфере образования;

инструктивные материалы и методические рекомендации по вопросам осуществления контроля и надзора, изданные Рособрнадзором;

порядок обращения со служебной информацией и персональными данными.

б)  Эксперт должен уметь документально оформлять результаты анализа, проведенного в ходе проверки.

5. Устанавливаются следующие требования к профессиональным знаниям и умениям экспертов по контролю и надзору за соблюдением законодательства.

5.1. Эксперт, привлекаемый к проверкам, проводимым Рособрнадзором в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования:

а) должен знать:

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №   3266- I «Об образовании» [4] (далее – Закон Российской Федерации «Об образовании»);

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [5] (далее – Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка») (в части правовых норм, регулирующих вопросы защиты прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и при формировании социальной инфраструктуры для детей) (для экспертов, привлекаемых к проверкам образовательных учреждений, осуществляющих обучение и воспитание детей);

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [6] (далее – Федеральный закон «Об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации») (в части правовых норм, регулирующих вопросы системы, правового статуса и полномочий в области образования органов государственной власти субъектов Российской Федерации);

типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;

нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы приема граждан в образовательные учреждения, перевода обучающихся из одного образовательного учреждения в другое, осуществления образовательного процесса, оказания платных образовательных услуг, проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников, выдачи документов государственного образца об образовании, и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования, применяемые при проведении проверок;

б) должен уметь:

проводить анализ соблюдения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации норм законодательства Российской Федерации в области образования;

проводить анализ правовых актов по вопросам образования, изданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на соответствие законодательству Российской Федерации в области образования.

5.2. Эксперт, привлекаемый к проверкам, проводимым уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:

а)  должен знать:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» (в части правовых норм, регулирующих вопросы защиты прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и при формировании социальной инфраструктуры для детей) (для экспертов, привлекаемых к проверкам образовательных учреждений, осуществляющих обучение и воспитание детей);

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  [7] (в части правовых норм, регулирующих вопросы структуры, правового статуса и полномочий в области образования органов местного самоуправления);

типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;

нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы приема граждан в образовательные учреждения, перевода обучающихся из одного образовательного учреждения в другое, осуществления образовательного процесса, оказания платных образовательных услуг, проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников, выдачи документов государственного образца об образовании, и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования, применяемые при проведении проверок;

нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, применяемые при проведении проверок;

б) должен уметь:

проводить анализ соблюдения органами местного самоуправления норм законодательства Российской Федерации в области образования;

проводить анализ правовых актов по вопросам образования, изданных органами местного самоуправления, на соответствие законодательству Российской Федерации в области образования.

5.3. Эксперт, привлекаемый к проверкам, проводимым в отношении   образовательных учреждений и научных организаций (далее вместе – организации):

а) должен знать:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [8] (далее - Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») (для экспертов, привлекаемых к проверкам высших учебных заведений, образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования и научных организаций);

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» (в части правовых норм, регулирующих вопросы защиты прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и при формировании социальной инфраструктуры для детей) (для экспертов, привлекаемых к проверкам образовательных учреждений, осуществляющих обучение и воспитание детей);

типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;

нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы приема граждан в образовательные учреждения, перевода обучающихся из одного образовательного учреждения в другое, осуществления образовательного процесса, оказания платных образовательных услуг, проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников, выдачи документов государственного образца об образовании, и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования, применяемые при проведении проверок;

нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, применяемые при проведении проверок (для экспертов, привлекаемых к проверкам, проводимым уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации);

б) должен уметь:

проводить анализ соблюдения организациями норм законодательства Российской Федерации в области образования;

проводить анализ локальных актов организаций на соответствие законодательству Российской Федерации в области образования.

6. Устанавливаются следующие требования к профессиональным знаниям и умениям экспертов по лицензионному контролю.

а)  Эксперт должен знать:

Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части правовых норм, устанавливающих условия осуществления образовательного процесса);

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части правовых норм, устанавливающих условия осуществления образовательного процесса) (для экспертов, привлекаемых к проверкам высших учебных заведений, образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования и научных организаций);

постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» [9] (далее – постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о лицензировании») (в части правовых норм, устанавливающих лицензионные требования и условия, норм, регулирующих проведение лицензионного контроля);

типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (в части правовых норм, устанавливающих условия осуществления образовательного процесса);

государственные образовательные стандарты (до завершения их реализации в образовательных учреждениях), федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования (далее вместе – образовательные стандарты и требования) (в части требований к условиям осуществления образовательного процесса);

иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования, применяемые при проведении проверок;

основы гражданского законодательства Российской Федерации (в части правового режима имущества, закрепленного за организациями, правового регулирования гражданско-правовых отношений, возникающих в связи с использованием этого имущества);

нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, применяемые при проведении проверок (для экспертов, привлекаемых к проверкам, проводимым уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации);

требования к образовательным учреждениям в части соблюдения строительных норм и правил, правил пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, применяемых к образовательным учреждениям соответствующих типов и видов.

б) Эксперт должен уметь проводить анализ условий образовательного процесса и устанавливать их соответствие (несоответствие) лицензионным условиям.

7. Устанавливаются следующие требования к профессиональным знаниям и умениям экспертов по контролю качества образования.

а)  Эксперт должен знать:

Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части правовых норм, регулирующих вопросы содержания образовательных программ и осуществления образовательного процесса, контроля качества образования) ;

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части правовых норм, регулирующих вопросы содержания образовательных программ и осуществления образовательного процесса, контроля качества образования) (для экспертов, привлекаемых к проверкам высших учебных заведений, образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования и научных организаций);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 522 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» [10] (далее – постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственной аккредитации») (в части правовых норм, регулирующих проведение контроля качества образования);

типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (в части правовых норм, регулирующих вопросы содержания образовательных программ и осуществления образовательного процесса );

образовательные стандарты и требования;

нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников;

иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования, применяемые при проведении проверок;

нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, применяемые при проведении проверок (для экспертов, привлекаемых к проверкам, проводимым уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации).

б)  Эксперт должен уметь:

устанавливать соответствие (несоответствие) содержания подготовки обучающихся образовательным стандартам и требованиям;

устанавливать соответствие (несоответствие) содержания реализуемых образовательных программ уровню и направленности образовательных программ, подтвержденным свидетельством о государственной аккредитации;

проводить контроль освоения обучающимися образовательной программы в форме собеседования, письменного или устного экзамена, контрольной работы, тестирования;

проводить анализ хода проведения учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников;

проводить анализ результатов текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников, курсовых проектов (работ), отчетов по практикам, выпускных квалификационных работ.

8.  Устанавливаются следующие требования к профессиональным знаниям и умениям экспертов по контролю и надзору за осуществлением переданных полномочий .

а)  Эксперт должен знать:

Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части правовых норм, регулирующих вопросы осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – переданные полномочия ));

Федеральный закон «Об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в части правовых норм, регулирующих вопросы системы и правового статуса органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также осуществления ими переданных полномочий);

постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о лицензировании»;

постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственной аккредитации»;

иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования, применяемые при проведении проверок.

б) Эксперт должен уметь:

проводить проверку нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по вопросам преданных полномочий на соответствие нормам федерального законодательства;

проводить анализ полноты и качества осуществления переданных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 Требования к опыту работы экспертов

 9. Эксперт должен иметь опыт работы в образовательных и (или) научных организациях, и (или) в органах государственной власти, и (или)   в органах местного самоуправления, и (или) в организациях, обеспечивающих контроль и надзор в сфере образования. Общая продолжительность работы эксперта в указанных органах и (или) организациях должна составлять не менее трех лет.


[1] Только в части проверок, проводимых Рособрнадзором.

[2] Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6249.

[3] Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 9, ст. 1098; 2008, № 6, ст. 502.

[4] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 1997, № 47, ст. 5341; 2000, № 30, ст. 3120; № 33, ст. 3348; 2002, № 7, ст. 631, № 12, ст. 1093; № 26, ст. 2517; № 30, ст. 3029; 2003, № 2, ст. 163; № 28, ст. 2892; № 50, ст. 4855; 2004, № 10, ст. 835; № 27, ст. 2714; № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; № 19, ст. 1752; № 30, ст. 3103, 3111; 2006, № 1, ст. 10; № 12, ст. 1235; № 29, ст. 3122; № 45, ст. 4627; № 50, ст. 5285; 2007, № 1, ст. 5, 21; № 2, ст. 360; № 7, ст. 834, 838; № 17, ст. 1932; № 27, ст. 3213, 3215; № 30, ст. 3808; № 43, ст. 5084; № 44, ст. 5280; № 49, ст. 6068, 6069, 6070, 6074; 2008, № 9, ст. 813; № 17, ст. 1757; № 30, ст. 3616; № 44, ст. 4986; № 52, ст. 6236, 6241; 2009, № 7, ст. 786, 787.

[5] Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3802; 2000, № 30, ст. 3121; 2004, № 35, ст. 3607; № 52, ст. 5274; 2007, № 27, ст. 3213, 3215; 2008, № 30, ст. 3616.

[6] Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3205; 2002, № 19, ст. 1792; № 30, ст. 3024; № 50, ст. 4930; 2003, № 27, ст. 2709; 2004, № 25, ст. 2484; № 50, ст. 4950; 2005, № 1, ст. 17, 25; № 30, ст. 3104; 2006, № 1, ст. 10, 13, 14; № 23, ст. 2380; № 29, ст. 3124; № 30, ст. 3287; № 31, ст. 3427, 3452; № 44, ст. 4537; № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 21; № 10, ст. 1151; № 13, ст. 1464; № 21, ст. 2455; № 26, ст. 3074; № 30, ст. 3747, 3805, 3808; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; 2008, № 13, ст. 1186; 29, ст. 3418; № 30, ст. 3597, 3613, 3616; № 48, ст. 5516; № 49, ст. 5747; № 52, ст. 6229, 6236; 2009, № 7, ст. 772.

[7] Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2484; № 33, ст. 3368; 2005, № 1, ст. 9, 12, 17, 25, 37; № 17, ст. 1480; № 27, ст. 2708; № 30, ст. 3104, 3108; № 42, ст. 4216; 2006, № 1, ст. 9, 10, 17; № 6, ст. 636; № 8, ст. 852; № 23, ст. 2380; № 30, ст. 3296; № 31, ст. 3427, 3452; № 43, ст. 4412; № 49, ст. 5088; № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 21; № 10, ст. 1151; № 18, ст. 2117; № 21, ст. 2455; № 25, ст. 2977; № 26, ст. 3074; № 30, ст. 3801; № 43, ст. 5084; № 45, ст. 5430; № 46, ст. 5553, 5556; 2008, № 24, ст. 2790; № 30, ст. 3616; № 48, ст. 5517; № 49, ст. 5744; № 52, ст. 6229, 6236; Российская газета, № 84, 13.05.2009.

[8] Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4135; 2000, № 29, ст. 3001; № 33, ст. 3348; 2002, № 26, ст. 2517; 2003, № 2, ст. 163; № 14, ст. 1254; № 28, ст. 2888; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 17, ст. 1481; 2006, № 1, ст. 10; № 29, ст. 3122; № 30, ст. 3289; № 43, ст. 4413; № 45, ст. 4627; 2007, № 1, ст. 21; № 2, ст. 360; № 7, ст. 838; № 17, ст. 1932; № 29, ст. 3484; № 43, ст. 5084; № 44, ст. 5280; № 49, ст. 6068, 6069, 6070, 6074; 2008, № 9, ст. 813; № 17, ст. 1757; № 29, ст. 3419; № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6236, 6241; 2009, № 7, ст. 786, 787.

[9] Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 14, ст. 1661.

[10] Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 29, ст. 3520.

 

 

Источник: Рособрнадзор

Другие матералы рубрики: