Информационное сообщение Рособразования о некоторых вопросах реформирования филиальной сети вузов, подведомственных Федеральному агентству по образованию
Опубликовано 15 сентября 2009Федеральное агентство по образованию
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
О некоторых вопросах реформирования филиальной сети вузов, подведомственных Федеральному агентству по образованию
Одним из наиболее актуальных направлений работы Рособразования по совершенствованию структуры высшего профессионального образования в соответствии с современными требованиями к повышению его качества является оптимизация сети филиалов подведомственных вузов, насчитывающей в настоящий момент 1077 учреждений с контингентом обучающихся более миллиона человек.
Массовое открытие филиалов вузов относится к периоду с 1996 по 2007 годы и способствовало расширению доступности высшего образования в целях удовлетворения резко возросших потребностей населения в получении высшего образования в субъектах Российской Федерации. Большая часть филиалов при этом оказалась сосредоточена в Южном, Приволжском и Центральном федеральных округах, обладающих и без того достаточно развитой сетью самостоятельных вузов с аналогичными филиалам профилями обучения.
Следует отметить, что из этого числа филиалов порядка 100 имеют численность студентов более 1000 человек. Это достаточно крупные образовательные учреждения, которые активно взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работодателями, осуществляют подготовку востребованных регионами кадров, обеспечивают высокий уровень организации образовательного процесса, имеют высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, учебно-лабораторные площади и соответствующие оборудование. Среди таких образовательных учреждений можно назвать, например, Калужский филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Таганрогский филиал Южного федерального университета, Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета.
Вместе с тем, неоправданное раздувание филиальной сети привело в ряде случаев к негативным последствиям, когда образовательными учреждениями нарушаются установленные лицензионными требованиями нормативы образовательной, финансово-хозяйственной деятельности. В ряде филиалов вузов организация образовательного процесса, квалификация профессорско-преподавательского состава, учебно-методическое и материальное оснащение не обеспечивают качества подготовки специалистов, предусмотренного государственными образовательными стандартами. Отсутствие условий для обеспечения подготовки специалистов на должном уровне приводит к тому, что подобные образовательные учреждения превращаются в "пункты выдачи дипломов", а их выпускники не востребованы на рынке труда.
В рамках мер по совершенствованию деятельности филиалов высших учебных заведений Рособразованием было неоднократно предложено ректорам подведомственных вузов провести внутренний аудит работы филиалов, и в случае необходимости - мероприятия, направленные на обеспечение контроля исполнения законодательства Российской Федерации в области образования, в первую очередь в части, касающейся соблюдения лицензионных требований, выполнения государственных образовательных стандартов в полном объеме при реализации образовательных программ, повышения кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава, в том числе за счет обучения в аспирантуре и докторантуре проявивших себя в педагогической и научной работе ученых и специалистов, а также подготовить предложения о ликвидации филиалов, в деятельности которых допущены грубые нарушения, а численность обучающихся составляет менее 500 человек.
В 2008 году на совместном заседании коллегии Рособразования и Рособрнадзора был одобрен План мероприятий по совершенствованию деятельности филиалов и представительств вузов, оптимизации их сети, включающий, в том числе, проведение совместных проверок образовательных учреждений.
В целях совершенствования инфраструктуры образовательных учреждений высшего профессионального образования вузами были разработаны планы мероприятий по совершенствованию деятельности филиалов, в том числе по формированию в них собственных учебно-материальной базы, библиотечных и информационных ресурсов, лабораторно-технических комплексов, спортивных баз, по созданию необходимых условий для работы пунктов общественного питания и медицинского обслуживания, для научно-исследовательской деятельности студентов, прохождения учебных и производственных практик, организации воспитательной работы и др.
Советам ректоров вузов субъектов Российской Федерации было рекомендовано подготовить и представить в Рособразование и Рособрнадзор обоснованные и согласованные с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по оптимизации сети филиалов и представительств высших учебных заведений, расположенных на территории регионов, и структуре подготовки кадров. Наиболее активную работу по подготовке таких предложений провели в Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Татарстан, Воронежской и ряде других областей.
В результате проведенной работы по согласованию с Минобрнауки России в 2007 году ликвидирован 21 филиал учреждений высшего профессионального образования, в 2008 году - 36 филиалов, за I полугодие 2009 года - 50 филиалов вузов. Кроме того, за 3 года закрыто более 400 представительств вузов. Сокращение числа филиалов вузов происходит прежде всего за счет тех из них, которые не располагают условиями для качественной подготовки кадров или дублируют профили подготовки специалистов, имеющиеся в вузах данного региона.
Примером может служить Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, в котором были ликвидированы 10 филиалов и 39 представительств в различных регионах Российской Федерации.
В 2009-2010 годах Рособразованием планируется закрыть до 200 филиалов.
Все мероприятия по развитию и упорядочению сети подведомственных образовательных учреждений, в том числе филиалов вузов осуществляются Рособразованием в постоянном контакте с органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что в странах-участниках СНГ филиалы российских вузов пользуются популярностью, поскольку осуществляют подготовку для национальных экономик наиболее востребованных специалистов, в том числе и дистанционными методами. Всего за рубежом создано свыше 70 филиалов российских высших учебных заведений.
Таким образом, оптимизация сети подведомственных Рособразованию образовательных учреждений является средством для решения главной задачи - повышения качества предоставляемых населению образовательных услуг, обеспечения преемственности образовательных программ при формировании системы непрерывного образования в целях планомерного воспроизводства квалифицированных трудовых ресурсов для развития инновационной экономики страны.
Источник: сайт Рособразования