Обучение на расстоянии: трудно, но возможно
Опубликовано 13 октября 2009Можно ли освоить школьную программу и подготовиться к ЕГЭ с помощью Интернета, в интервью РИА Новости рассказала директор центра дистанционного обучения некоммерческого партнерства «Телешкола» Елена Подгорная.
- Елена Яковлевна, что представляет собой дистанционное образование для школьников?
- Это особая образовательная технология, ставшая доступной, прежде всего, благодаря развитию Интернета. Главное средство обучения – компьютер, подключенный к Сети, и сетевые образовательные ресурсы. Ребенок, находясь в любой точке мира, не посещая обычную школу, может окончить 10 и 11 классы или освоить отдельные курсы – например, профильные предметы, по которым нужно сдать ЕГЭ. Иногда обучение через Интернет может стать панацеей – в школах зачастую нет учителей по определенным предметам, некому преподавать курсы на профильном уровне.
- Насколько распространена подобная форма обучения? Какие категории детей являются ее целевой аудиторией?
- Дистанционное обучение в России более распространено в высшей школе, в общем образовании оно только развивается. Например, в «Телешколе» ежегодно обучаются более 5,5 тысяч детей.
Иногда приходится слышать, что дистанционно учатся только дети с ограниченными возможностями, но это далеко не основная группа учащихся. Бывают и другие категории: не закончившие вовремя школу, переехавшие за границу, отбывающие наказание в местах лишения свободы. Много одаренных детей, которые стремятся завершить обучение в укороченные сроки. А есть и такие, кто отдает предпочтение дистанционному обучению просто потому, что их не устраивает обычная школа. Они предпочитают самостоятельно управлять своим временем, выбирать график обучения, интенсивность и, главное, его содержание.
- Но ведь есть государственные образовательные стандарты, которые обязан освоить любой школьник для получения аттестата.
- Программу мы даем в полном объеме, потому что «Телешкола» - аккредитованное общеобразовательное учреждение, имеющее право выдавать аттестаты государственного образца. К тому же дети сами понимают, что им предстоит сдавать ЕГЭ. Другой вопрос, что возможности интернет-уроков неисчерпаемы – ребенок может выйти далеко за рамки положенной программы и строить свою образовательную траекторию.
- Как организован учебный процесс?
- Каждый ученик работает дистанционно с преподавателями-предметниками - мы обучили более 2 тысяч сетевых педагогов из различных регионов РФ. Кроме того, у каждого старшеклассника есть помощник, с которым он разрабатывает графики изучения предметов. В самом начале обучения психолог рисует «индивидуальный портрет» ребенка – «шпаргалку» для учителя, которая фиксирует особенности его поведения, свойства личности вплоть до того, «жаворонок» он или «сова», и в последнем случае учебный график предусматривает даже ночные занятия. Ребенок сам выстраивает обучение, чтобы ему хватало времени на внешкольные занятия и отдых.
Что касается профильной подготовки, то в некоторых регионах есть целые классы, где дети, сидя за компьютерами, изучают нужные им профильные предметы. В классе также работает помощник, который в совершенстве знает возможности электронных ресурсов и помогает организовать процесс обучения.
- Очевидно, далеко не каждый старшеклассник может изучать школьные предметы самостоятельно. Не ленятся ли дети?
- Не могу сказать, что все готовы учиться самостоятельно с самого начала, но именно дистанционное обучение развивает этот навык, причем очень быстро, формирует другие личностные качества.
Удаленное обучение требует значительных усилий как со стороны обучающегося, так и со стороны учителя, который должен вовлечь школьника в образовательный процесс, заинтересовать его. Например, занятие по любому предмету начинается неформальным вопросом, на который ученик должен найти ответ. В рамках интернет-урока можно изучить базовую информацию, получить историческую справку, выполнить творческое задание. Проводятся деловые игры, видео-конференции, дебаты. Есть электронные классные журналы, функционирует система комплексного оценивания, позволяющая учитывать успешность учащихся в самых разнообразных видах деятельности.
Корреляция отметок наших учеников, вообще не посещающих обычную школу, с баллами, которые они получают на ЕГЭ, достигает 99%. По оценкам родителей, дети становятся менее тревожными, исчезает нервозность, зачастую сопровождающая ребенка в условиях традиционного школьного обучения. Ведь дети не любят отвечать у доски, боятся получить двойку. Интернет-технологии для них привлекательнее традиционного учебного процесса: они владеют навыками работы в Сети, ориентируются в информационном массиве, любят и умеют выстраивать коммуникации в Интернете. В нашей интернет-школе сформировано виртуальное сообщество учащихся, и, находясь в разных точках земного шара, они вместе выполняют задания и проекты.
- Каковы перспективы развития дистанционного обучения школьников в России?
- Перспективы очень большие, но чтобы они стали реальностью, школа должна открыть двери для современных образовательных технологий, и тогда дети будут эффективнее использовать компьютер и Интернет именно для учебы. Школе бояться нечего, потому что Интернет - не замена учителю, а инструмент, помогающий расширить образовательные горизонты.
Источник: РИА Новости, Ольга Криволуцкая