Поволжский Образовательный Портал

Город планирует отказаться от заключения с педагогами срочных трудовых договоров

Опубликовано 14 октября 2009

На минувшей неделе руководители самарских школ обсудили свои успехи и проблемы в лагере им. Циолковского. К разговору педагогов подключился и глава Самары Виктор Тархов.

В своем выступлении Виктор Тархов затронул актуальные для отрасли вопросы: квалификация педагогов, увеличение доходов и снижение расходов как главной задачи управленцев, отопление школ, горячее питание.

Также он отметил, что ЕГЭ нужно совершенствовать и доводить до требований времени. Сделал Виктор Тархов и еще одно важное для руководителей общеобразовательных учреждений заявление:

- Мы разбирались с темой сроков трудовых договоров для директоров школ. Вначале недели юристы дадут им свое обоснование. Во вторник или среду примем решение об увеличении сроков. Я уже говорил о квалификационной проблеме, которая есть не только у нас в городе, но и во всей стране. Поэтому при назначении на должность мы вынуждены устанавливать некий испытательный срок, дабы не промахнуться.

Сдругой стороны, пытаюсь влезть в вашу шкуру и понимаю, что если со мной заключают срочный договор на один год, то я не могу себя заставить «мыслить на перспективу», думать о развитии школы на пять лет вперед. Давят сроки, и внутренний голос говорит: что ты размахнулся на всю пятилетку? Понимаю, здесь два полюса. Ксреде обещаю решить этот вопрос окончательно и бесповоротно.

Такое развитие событий директора школ восприняли «на ура». Для многих бессрочные трудовые договоры или увеличение сроков по ним — кредит доверия, уверенность, возможность не смотреть с опаской в будущее. Однако юридическая проработка вопроса необходима. «Нам нужно сделать все грамотно, чтобы прокуратура не предъявляла претензий», - считает руководитель департамента образования Сергей Шабаев. По его словам, сегодня типовой договор с директорами школ заключается на срок от года до пяти лет. Стеми, кто достиг определенного возраста и имеет социальную гарантию от государства в виде пенсии, - на год. Как и с директорами-«новичками» вне зависимости от их категории и квалификации. Со всеми остальными подписывается контракт сроком от трех до пяти лет.

По мнению руководителя управления развития образования департамента образования Веры Халаевой, пятнадцать лет назад у директоров школ было больше времени на творчество, учебный процесс. Сегодня значительная часть их работы состоит в сотрудничестве с разными контролирующими органами, совершенствовании материально- технической базы.
Директор должен быть коммуникабельным, гибким. Всовременных условиях руководитель общеобразовательного учреждения проявляет себя как менеджер — грамотный управленец. Такое положение дел объясняет и вопросы, которые возникли у директоров школ к Виктору Тархову. Они касались налогов, обеспечения их учреждений медиками, расходования средств с внебюджетных счетов, киосков рядом со школами, установки лежачих полицейских, сдачи в аренду свободных помещений, судебных тяжб и, конечно, зарплаты.

комментарий

Сергей Шабаев
руководитель департамента образования:
- Срочный трудовой договор в некоторой степени мобилизует человека. Ведь он должен трудиться так, чтобы с ним продолжили работу. Однако у людей, которые пессимистично смотрят на жизнь, срочный договор может вызывать определенные сомнения. Бессрочный же, с одной стороны, говорит: у тебя есть серьезный аванс, кредит доверия. Ты должен его оправдать. А с другой, может притупить бдительность, повлиять на прочность отношений между работником и работодателем.

Сергей Ивашкин
директор Самарской вальдорфской школы:
- Трудовой договор рассматривают как метод управления, чтобы не искать специальные поводы увольнения руководителя, если школа не справляется. Срочный контракт позволяет спросить с директора: что у тебя сделано за год? С другой стороны, очевидно, что директору удобнее работать по бессрочному: он здесь не на короткий срок. Если руководитель знает, что через год уйдет, то что он может сделать за такое короткое время? Считаю, нужно брать во внимание человеческий фактор, чтобы специалисту было интересно заниматься своим делом. У него своя команда, идея развития , которая поддерживается городом… Главными становятся не технические показатели, а педагогические. Тогда трудовые договоры отойдут на задний план.

Алексей Дегтев
директор школы №58:
- Назначение любого руководителя требует некой апробации – испытательного срока. Это нормально. Но тут вступает в силу Трудовой кодекс: годичного испытательного срока он не предусматривает. Виктор Тархов подтвердил эту позицию: срочных договоров быть не может. Это как проявление недоверия. Зачем же не доверять и назначать? Стратегия развития образования выстраивается на разные сроки. Понятно, если человек назначен на год, то он вынужден думать: пролонгируют договор с ним или нет. Это позиция работодателя. И она с бородой. Наверное, о нецелесообразности такого подхода нужно было говорить несколько раньше. При прежней администрации всех руководителей в одночасье вызвали и сказали: вот здесь надо подписать либо не будешь работать. Сегодня, думаю, здравый смысл победит.

Наталья Толстых
директор гимназии «Перспектива», заслуженный учитель РФ:
- В свое время со всеми руководителями школ заключали бессрочные договоры. Но администрация Лиманского решила с нами заключать срочные договоры. В тот момент это делалось не совсем правильно, если не сказать незаконно. Но ни один руководитель не обратился в суд или в прокуратуру. Надеюсь, эту систему можно каким-то образом отрегулировать. Согласна с главой города: заключать с директором договор на один год - бесполезная работа. У человека должна быть перспектива движения. Имея срочные договоры, лучше подумать, как создать условия для содержательной работы и развития того образовательного учреждения, во главе которого он стоит.

 

 

Источник: Самарская газета

Другие матералы рубрики: