15 октября 2009 года Комитет по образованию подвел итоги проведения единого государственного экзамена
Опубликовано 20 октября 2009Комитет по образованию на заседании, состоявшемся 15 октября под председательством Григория Балыхина, обсудил результаты проведения единого государственного экзамена в 2009 году. В заседании приняли участие представители Минобрнауки и Рособрнадзора.
Организация государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ осуществлялась Федеральной службой по надзору в сфере образования совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации.
В ходе заседания было отмечено, что в 2009 году экзамен впервые проводился в штатном режиме во всех 83 субъектах Федерации, а также в российских школах на территории 49 и иностранных государств. Общее количество участников ЕГЭ составило более миллиона человек, из них 90% - выпускники 2009 года. Кроме того, единый госэкзамен сдавали желающие поступить в вузы выпускники школ прошлых лет, обучающиеся в учреждениях начального и среднего профобразования.
Подавляющее большинство сдававших ЕГЭ успешно справилось с экзаменом. Более двух тысяч человек набрали 100 баллов. Вместе с тем, 28 тысяч 863 выпускника (3% всех сдававших ЕГЭ в 2009 году) не смогли набрать минимального количества баллов по двум предметам и не получили аттестаты о среднем образовании.
По оценке Комитета, при подготовке к ЕГЭ 2009 года была проведена «значительная работа». В частности, были усовершенствованы контрольно-измерительные материалы. Увеличено число заданий на выявление степени понимания выпускником основных элементов содержания учебных программ и уменьшено число заданий на проверку фактологических знаний. Расширена система общественного контроля за порядком проведения ЕГЭ. Сформирована Федеральная база свидетельств о результатах ЕГЭ для контроля их достоверности и подлинности выданных свидетельств.
Проанализировав опыт проведения ЕГЭ как основной формы государственной (итоговой) аттестации, Комитет пришел к выводу, что единый государственный экзамен обеспечивает объективную независимую оценку качества подготовки по программам среднего (полного) общего образования и «при правильной организации сводит к минимуму возможность проявления коррупции». Кроме того, ЕГЭ повышает доступность среднего специального и высшего образования.
В то же время на заседании Комитета было указано на ряд негативных моментов, выявленных при проведении ЕГЭ. В их числе несоответствие региональных нормативных правовых актов федеральным, недостаточный контроль за информационной безопасностью и соблюдением процедуры проведения экзамена в пунктах проведения ЕГЭ. Не в полной мере был использован потенциал наблюдателей.
В целях совершенствования процедуры проведения ЕГЭ, по мнению Комитета, целесообразно закрепить статус системы общественного наблюдения как формы общественного контроля за соблюдением объективности и прозрачности процедур оценки качества образования. Следует также установить правовые последствия нарушения действующего порядка проведения государственной аттестации и умышленного искажения ее результатов.
Комитет рекомендовал Министерству образования и науки рассмотреть вопрос о целесообразности формирования на федеральном уровне полной базы данных о государственной (итоговой) аттестации и результатах освоения основной образовательной программы выпускниками российских школ.
Комитет считает целесообразным на законодательном уровне упорядочить вопрос льготного приема в вузы, заменив его в большинстве случаев на возможность обучения на подготовительном отделении за счет бюджетных средств.
Источник: Государственная Дума (www.duma.gov.ru )