Непрерывное образование в РФ остается красивым лозунгом – эксперт
Опубликовано 21 октября 2009Учебные программы, позволяющие быстро получить дополнительные знания или новую профессию, - это повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Как выбрать такую программу в области экономики, финансов и менеджмента, в интервью РИА Новости рассказала директор Центра дополнительного про-фессионального образования Всероссийского заочного финансово-экономического института Юлия Оболенская.
- Юлия Александровна, популярны ли сегодня в нашей стране программы дополнительного образования? Какая часть населения, в самом деле, учится непрерывно, как того требует современная экономика знаний?
- По статистике, квалификацию повышают менее 5% населения, переподготовку проходит чуть более 1%. Столь незначительные пока-затели объясняются тем, что в подавляющем большинстве отраслей дополнительное образование для специалистов перестало быть сис-темным и обязательным. В России нет комплексных государственных программ обеспечения качества работников. Исключений немного: это, прежде всего, госслужащие, преподаватели, врачи. Большинство компаний платить за сотрудников не хотят, а личные средства на обучение готовы тратить очень немногие.
- Как классифицировать программы дополнительного образования?
- Есть короткие программы – до 72 учебных часов. Их реализация не считается образовательной деятельностью и не лицензируется.
Для обучения по программам продолжительностью более 72 ча-сов необходима лицензия. Если повышение квалификации в рамках имеющейся профессии краткосрочное, от 72 до 100 часов, по его окончании слушатель получает удостоверение; если от 100 до 300 часов, то свидетельство.
Профпереподготовка с выдачей государственного диплома объе-мом свыше 500 часов предполагает подготовку к новому виду профессиональной деятельности. При прохождении программы более 1000 часов можно получить новую квалификацию.
- Как выбрать учебное заведение для обучения по кратко-срочным программам?
- Обычно приходится выбирать между топовыми университетами и менее престижными учебными заведениями. Если, помимо знаний, студент хочет получить «брендовый» диплом и приобрести хорошие деловые связи, то нужно, конечно, идти в элитный университет. Но за «брендовую» составляющую придется сильно доплатить, и цена в данном случае - не столько показатель качества, сколько индикатор известности. Для сравнения: в широко известном заведении курс профпереподготовки будет стоить раза в четыре дороже, чем у нас.
Если бренд университета не так важен, как знания и их стои-мость, выбор еще проще: сравниваем программы по наличию лицензии, цене, содержанию, уровню преподавания. Для удобства можно составить матрицу, занести туда все параметры, и выбор будет сделать легче.
- Работающему человеку довольно сложно уделить много времени мониторингу рынка. Как быть?
- Ориентируйтесь на отзывы. Смотрите, как к вам относятся при первом обращении - формально или по-человечески? Подробно опи-сывают содержание курса или отправляют на непроработанный сайт? Приглашают на собеседование или сразу в кассу? В идеале, с потен-циальным слушателем должна состояться беседа, на которой человек до конца осознает свои задачи, а институт формирует адекватное предложение.
Полезно ходить на соответствующие выставки, например, «Образование для взрослых», за участие в которых институты платят солидные деньги, - это может уберечь от шарлатанов. Обратите внимание на методическое обеспечение: признак недобросовестного подхода - если после оплаты курса вам придется докупать учебники. И, наконец, стоимость. Она должна быть адекватна качеству. Если вам предлагают 500 часов переподготовки за 25 тысяч рублей, скорее всего курс читают «ремесленники», потому что в среднем работа преподавателя на программах такого уровня стоит как минимум 1000 рублей в час.
- Как определить уровень преподавателей, которые будут вести занятия?
- Нужно понимать, что чем короче курс, тем «практичнее» он должен быть. Ориентироваться надо на «послужной список» препода-вателя, на то, в каких компаниях он работал и какие вопросы решал. На повышение квалификации приходят не «зеленые» студенты, а практики с конкретными вопросами и установками. Обычные вузов-ские лекторы не работают с такими слушателями, потому что им надо не просто дать теорию, а изложить ее в прикладном формате. Препо-даватель выступает в качестве тренера, консультанта, который за короткое время способен и «натаскать» аудиторию, и расширить мыс-лительные горизонты. Если имя преподавателя хорошо известно в профессиональной среде, выбор прост. Если нет, можно посоветовать прийти в университет во время лекций и поинтересоваться качеством работы конкретного профессора.
- Как изменился спрос на программы дополнительного про-фессионального образования в связи с экономическим кризисом?
- Мы не наблюдаем особых скачков спроса. Интерес людей к по-лучению специализаций в рамках имеющихся профессий или разви-тию в смежных областях никак не изменился. Спрос на получение но-вых специальностей несколько снизился, что, скорее всего, связано с отсутствием у людей лишних средств. На мой взгляд, для увеличения спроса на дополнительное профессиональное образование нужна гос-поддержка: и финансовая, и идеологическая. В противном случае в нашей стране идея непрерывного образования еще долго останется красивым лозунгом.
Источник: РИА Новости, Ольга Криволуцкая