Поволжский Образовательный Портал

В следующем году поступить в вуз станет проще?

Опубликовано 26 октября 2009

Разобраться с новшествами в системе образования порой не так-то просто

Тут и обязательный Единый госэкзамен, но при этом можно поступить в вуз по олимпиадам школьников. Тут и переход на систему бакалавр-магистр, но при этом есть вузы, которые готовят специалистов. Мало того, далеко не все учебные заведения, готовящие бакалавров, могут предложить продолжить учебу в магистратуре в своих стенах. Как быть нынешним абитуриентам? Что ждет тех, кто сегодня учится в вузах? Чтобы ответить на эти важные вопросы, мы и пригласили на «Круглый стол» к «Комсомолку» наших экспертов.

 
УЧАСТНИКИ «КРУГЛОГО СТОЛА»:
 
МИНАЕВ Александр Владимирович, начальник отдела Департамента госполитики в образовании Минобрнауки РФ,
 
КУЗЬМИНОВ Ярослав Иванович, ректор Государственного университета - Высшая школа экономики,
 
ЭСКИНДАРОВ Михаил Абдурахманович, ректор Финансовой академии при Правительстве РФ,
 
ГРИШИН Виктор Иванович, ректор Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова,
 
ИВАНОВА Валентина Николаевна, ректор Московского государственного университета технологий и управления,
 
АФАНАСЬЕВ Мстислав Платонович, ректор Академии бюджета и казначейства Минфина РФ,
 
ВОЛОДАРСКИЙ Амет Александрович, сопредседатель комиссии по образованию Научного совета РАН, руководитель экзаменационного Центра Кембриджского университета в Москве,
 
САВИН Станислав Леонидович, ректор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС»,
 
ТИМОФЕЕВ Кирилл Николаевич, замдекана биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова,
 
УСОВ Михаил Андреевич, проректор Московской финансово-юридической академии,
 
ШИШКИНА Маргарита Евгеньевна, зам директора Ломоносовской школы,
 
КОЛОМЕНСКИЙ Игорь Викторович, руководитель отдела корпорации Microsoft в России,
 
ВЕРТОГРАДОВ Владимир Александрович, коммерческий директор компании «НОРБИТ»,
 
ГАВРИЛОВ Александр Викторович, член Комитета по образованию Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий,
 
МИЛКУС Александр Борисович, редактор отдела образования «КП», член рабочей группы по ЕГЭ Минобрнауки РФ.
 
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ
 
В следующем году большинство ребят будут поступать в вузы по ЕГЭ. На что обратить внимание абитуриентам?
 
Амет Володарский: - На мой взгляд, нужно коренным образом менять сам подход к ЕГЭ. Ребенок с 8 - 9-го класса должен выбрать специализацию, по которой хотел бы учиться. И с этого времени готовиться - участвовать в олимпиадах, изучать дополнительные материалы по предметам, нужным для поступления в вуз.
 
За это время можно выяснить и «ловушки», которые его ждут при сдаче ЕГЭ. Пример с экзаменом по английскому. В Великобритании тесты сдают чуть ли не с детского сада. Они разделяются на чтение, письмо, аудирование, фонетику, грамматику. У нас же все по-другому. Например, есть задание - написать письмо объемом 450 символов и подписаться. Ребята, как правило, пишут больше. Что делают экзаменаторы? Отсчитывают 450 знаков, вычеркивают оставшуюся часть - в результате текст не закончен. А потом еще снимают баллы за то, что он якобы не расписался. При аудировании школьники часто ошибаются при восприятии на слух числительных. Об этих и других «ловушках» рассказывают слушателям на подготовительном отделении в Московском институте иностранных языков. Кстати, он с 1997 года принимает экзамены на международный сертификат Кембриджского университета.
 
Мстислав Афанасьев: - Напряженное отношение к ЕГЭ связано не с самим ЕГЭ, а с тем, что подготовка к экзамену в разных школах страны идет по-разному. Основная проблема - унификация подготовки, качество среднего образования. Уровень подготовки в школе зачастую недостаточен для сдачи ЕГЭ.
 
Маргарита Шишкина: - Хорошо, если бы о том, как будет организован ЕГЭ, школы узнали раньше, чем в прошлом году. Мы профилируем детей с восьмого класса, а какие экзамены сдавать для поступления на выбранную специальность, они узнали в этом году только во второй половине 11-го.
 
Игорь Коломенский: - Microsoft как вендор и работодатель готов помогать вузам преодолеть нелегкое время, связанное с адаптацией к ЕГЭ. Многие вузы столкнулись в этом году с недобором на отдельные специальности. Этого можно избежать, заранее начав сотрудничество с абитуриентами. Существуют технологии, которые помогают грамотно выстроить такую работу, собрать базу, провести профилирование и наладить связь с будущими студентами. Мы готовы делиться своим опытом и наработками наших партнеров.
 
Михаил Усов: - ЕГЭ расширил права абитуриентов, обеспечил равные возможности для талантливых выпускников школ из регионов поступать в лучшие вузы страны. Упростил процедуры поступления в вузы. ЕГЭ снижает субъективизм в оценках и тем самым повышает качество подготовки учащихся.
 
Среди недостатков - выпускники долго не могут определиться с выбором специальности. По сути, абитуриенту становится все равно, где учиться. Его цель - попасть на бюджетное место любой ценой, а не получить образование по конкретной специальности. Кроме того, ЕГЭ не всегда способен учитывать индивидуальные особенности учеников. По нашему мнению, наиболее сложную и дающую наивысший балл часть «С» желательно проверять централизованно. Но в целом ЕГЭ облегчает работу приемных комиссий.
 
ИТОГ. Александр Минаев: - Перечень вступительных испытаний в нынешнем учебном году будет соответствовать новым направлениям подготовки. Однако никаких революций не произойдет.
 
Все экзамены согласовываются с Союзом ректоров. Их по-прежнему будет четыре. Вуз при желании сможет обойтись тремя. В школе все по-прежнему два обязательных ЕГЭ - русский и математика и 11 - по выбору.

БОЯТЬСЯ ЛИ КОНКУРЕНЦИИ СО ЛЬГОТНИКАМИ?
 
В этом году многие абитуриенты с высокими баллами по ЕГЭ не смогли поступить в выбранные вузы. Места заняли льготники и победители олимпиад. И если с олимпиадниками все понятно - ребята заслужили право учиться в престижном вузе, то некоторые льготники набрали по итогам трех ЕГЭ чуть больше 100 баллов. И... тоже оказались на бюджетных отделениях.
 
Ярослав Кузьминов: - После повсеместного введения ЕГЭ все ведущие вузы, не только московские, но и региональные, оказались перегруженными заявлениями от людей, имеющих льготы. Это создавало определенное давление на остальных поступающих. На бюджетных отделениях после олимпиад осталось только по 15 - 20 мест, и их все занимали льготники, которых формально обязаны принять без экзаменов, если у них минимальные положительные оценки.
 
Нам показалось, что некоторые абитуриенты свои льготы получили буквально перед экзаменом. Мы в Высшей школе экономики объявили, что проведем диспансеризацию после зачисления. И сразу количество заявлений от льготников сократилось почти в три раза, документы забрали. А те, кто остался, действительно имеют проблемы со здоровьем.
 
Михаил Эскиндаров: - Дело не в том, что льготников много. А в том, что в будущем году их может стать значительно больше. В регионах опробовали «простой» способ поступления в вузы - по справке льготника. Опасаюсь, что «почин» получит распространение.
 
Количество льготников надо ограничить. А тем, кто нуждается в льготе, помогать другими способами.
 
Мстислав Афанасьев: - Целесообразно в отношении льготников задействовать тот же механизм, что и в отношении целевиков. То есть сдал оригинал документов в приемную комиссию - значит, реализовал свою льготу. Тогда другие вузы не будут включать этого же льготника в свой список абитуриентов.
 
ИТОГ. Александр Минаев: - Льготников всего 3 - 4 % от всех поступивших - примерно столько же, сколько и в прошлые годы. Увеличение количества справок об инвалидности в 2009 году не отмечено. Другое дело, что все льготники пошли в престижные вузы и этим создали проблемы. Но пока ограничивать прием льготников никто не собирается. На это нет законных оснований.
 
В новом учебном году все абитуриенты смогут подать заявление не более чем в 5 вузов и на 3 специальности в каждом вузе. Это же касается и льготников. К тому же льготникам следует определиться, в какой вуз они поступят уже в период первой волны зачисления до 5 августа. Во вторую волну их заявления рассматриваться не будут.
 
ВЫСОКИЕ БАЛЛЫ НА ЕГЭ ПЕРЕПРОВЕРЯТ?
 
Будут ли вузы перепроверять знания поступивших по ЕГЭ?
 
Виктор Гришин: - Мы были среди тех вузов, которые предложили провести такое повторное тестирование. Разумеется, и мы сами организовали тестирование по нашему профильному предмету - математике. В нем участвовали 80 студентов-первокурсников. Набор происходил методом случайного отбора. Процедура ничем не отличалась от той, которую проводили летом для 11-классников. Даже контрольно-измерительные материалы были теми же. Их нам передали из Рособрнадзора.
 
Результат был хорошим. Все участники эксперимента подтвердили результаты своего ЕГЭ. А некоторые студенты даже превысили собственные баллы.
 
Владимир Вертоградов: - Мы, как консалтинговая компания, считаем, что ЕГЭ сделал рынок поступления значительно более конкурентным. И в этом состоит его глобальное влияние на российскую систему образования. Вузы можно разбить на две группы: первая - те, которые испытали существенные проблемы с набором, и те, кто хорошо себя чувствует в условиях ЕГЭ, кто рассматривает его как возможность улучшить свои позиции на рынке образовательных услуг.
 
Если раньше система высшего образования была рынком продавца, когда вузы ждали, что к ним придут абитуриенты, то с введением ЕГЭ ситуация изменилась. Вузы начали бороться за абитуриента.
 
Необходимо как можно раньше устанавливать контакт с абитуриентом, профилировать его, и тогда не надо будет проводить перепроверки знаний и переэкзаменовки. Вуз будет знать каждого абитуриента.
 
ИТОГ. Александр Минаев: - Да, в самом деле, такая конкуренция говорит и о реальных предпочтениях абитуриентов. Смотрите, что произошло. По таким группам специальностей, как физико-математические, естественные и гуманитарные науки, архитектура и строительство, приборостроение и оптотехника, количество заявок абитуриентов совпадает с количеством зачисленных на бюджетные места.
 
По некоторым специальностям предпочтения абитуриентов явно выше, чем количество бюджетных мест. Причем если по экономике и управлению это привычно, то неожиданно востребованными направлениями стали энергетика, информационная безопасность, сфера обслуживания. В сфере обслуживания бюджетных мест в 10 раз меньше, чем количество поданных заявлений. А вот на группу специальностей «Образование и педагогика» абитуриентов оказалось в 4 раза меньше, чем бюджетных мест. Это говорит о кризисе педагогического образования.
 
БАКАЛАВРИАТ, СПЕЦИАЛИТЕТ... ЧТО ВЫБРАТЬ?
 
С этого года большинство российских вузов переходят на многоуровневую систему подготовки - бакалавриат, специалитет, магистратура. Как быть абитуриенту? Поступать на бакалавра? Выбирать направление, по которому готовят специалистов?
 
Станислав Савин: - Нужно прекратить сравнивать принятую двухуровневую систему образования с действовавшей ранее. Мы уже много лет готовим по этой системе. Выполняем требования образовательного стандарта, конечно. Но и от себя добавляем многое: повышенное требование к знанию иностранных языков, возможность обучения за границей, мастер-классы с практиками бизнеса. Поэтому наши выпускники востребованы. Они обладают не только базовыми знаниями, предусмотренными госстандартом, но и практическими навыками ведения бизнеса.
 
Безусловно, степень магистра дает большие возможности для карьерного роста. Связано это не с самой степенью (бакалавры и магистры в плане трудоустройства имеют практически равные права), а со знаниями, умениями и навыками, которые приобретает магистр. Студенты магистратуры получают более глубокие знания, учатся проводить исследования (как научные, так и прикладные), развивают аналитические и управленческие навыки.
 
Магистранты Института МИРБИС участвуют в консалтинговых проектах, проводят исследования по заказу компаний и государственных органов. Нередко после завершения сотрудничества студентов приглашают в компании на постоянную работу. Дополнительные преимущества, которые получают наши магистранты, связаны с высоким международным статусом института: возможность обучаться за рубежом или по обмену в рамках программы «двух дипломов».
 
Александр Милкус: - Мне кажется, абитуриенту сейчас непринципиально, будет он учиться на специалиста или на бакалавра. Если в престижном вузе, после которого можно получить работу с неплохим заработком, готовят бакалавра, он предпочтет этот вуз учебному заведению с более низким уровнем подготовки. Даже если там готовят специалистов. Критерии изменились. Молодые люди не пугаются слова «бакалавр». Беспокоятся их родители - во времена их молодости бакалавриата не было, вот они и хотят, чтобы их дети тоже учились на специалитете.
 
Мстислав Афанасьев: - Особенно это касается финансовых и экономических специальностей. У всех был специалитет. Сейчас вузы получили на это направление подготовки лицензии на бакалавриат и многие - на магистратуру. Но аккредитацию по этим специальностям вузы по ныне действующему порядку получат только после первого выпуска, т. е. через четыре года. Что делать мальчикам, которые сейчас, поступив на неаккредитованную специальность, по закону лишаются права на отсрочку от призыва в армию? Выходит, они не будут поступать на финансы и бухучет. В стране будут женские батальоны финансистов?
 
Михаил Эскиндаров: - Проект порядка приема в вузы на следующий год достаточно лоялен по отношению к вузам. Но нет ясности, будет ли право у вуза выбирать профильный экзамен. Или для всех вузов и специальностей они должны быть одинаковыми. По мировой экономике мы хотели, чтобы был экзамен по иностранному языку. Это необходимо. Но этот вопрос пока не решен.
 
ИТОГ. Александр Минаев: - Еще в 1993 году Закон «О высшем образовании...» закрепил бакалавриат и магистратуру. Это не просто формальное превращение 5-летних образовательных программ в шестилетние, которые имеют промежуточные результаты после четырех лет обучения. Произошел целый комплекс изменений в системе вузовского образования.
 
Естественно, бакалавриат - это полноценное высшее образование. Бакалавров принимают на те же должности, что и специалистов. Потом, получив практический опыт, может понадобиться пройти магистерскую подготовку. Но человек выбирает направление подготовки осознанно, понимая, какие новые знания и компетенции ему нужны.
 
КОМУ НУЖНЫ БАКАЛАВРЫ?
 

Впрочем, до сих пор не только кадровики на предприятиях, но даже преподаватели в некоторых вузах продолжают считать, что бакалавр - это «недоиспеченный» специалист.

Мстислав Афанасьев: - Является ли бакалавриат законченным высшим образованием? Если это высшее образование, с которым принимают на государственную службу, то необходимо издать соответствующее разъяснение. В зависимости от этого строится выбор студентов. Они говорят: если бакалавриат - это высшее образование, мне достаточно четырех лет, я пойду реализовывать свои профессиональные навыки, строить свою карьеру. Если бакалавриат - это неоконченное высшее образование, то надо идти в магистратуру. Лакмусовой бумажкой будет показатель того, станут ли брать на государственную службу со степенью бакалавра, как после специалитета. Это послужит положительным сигналом для большого бизнеса и других отраслей экономики. Бакалавры тут же будут востребованными как молодые специалисты с законченным высшим образованием.

Виктор Гришин: - Академия имени Плеханова одной из первых начала подготовку бакалавров. И по собственному опыту можем сказать, что всего несколько лет назад бакалавров неохотно принимали на работу. Сегодня ситуация меняется. И это возлагает на вузы обязательства по разработке программ подготовки бакалавра. В частности, в программе должно быть больше часов практики.

Вместе с работодателями нам необходимо определиться, какие должности может и должен занимать бакалавр. Считаю, что четырех лет вполне достаточно. Экономистов-специалистов с высшим образованием раньше готовили тоже четыре года, и готовили, стоит отметить, хорошо. В условиях двухуровневой системы образования мы даем реальную возможность нашим выпускникам - бакалаврам прийти в магистратуру и начать изучать другой профиль. Что, кстати, многие из них и делают.

Ярослав Кузьминов: - У нас есть Международный институт экономики и финансов. Он выпускает бакалавров. Никакой магистратуры до последних двух лет у него не было. При этом многие наши бывшие студенты сейчас занимают очень высокие позиции в Москве и Лондоне, оставаясь в рамках степени бакалавра. Одна выпускница стала советником Германа Грефа. Работодатель вполне готов, по крайней мере в секторе экономики, чтобы брать бакалавров.

Александр Гаврилов: - Бакалавры востребованы. В нашей отрасли разработаны профессиональные стандарты, и понятно, кем бакалавры могут работать. И есть профессии, где требуются именно магистры. Магистры должны быть ориентированы, в том числе на прикладные исследования и индустриальные задачи. При этом, чтобы готовить действительно востребованных специалистов, надо уделять внимание укреплению сотрудничества вузов и работодателей.

 
А РАБОТОДАТЕЛИ В КУРСЕ?
 

Кирилл Тимофеев: - А готовы ли вузы к переходу на систему бакалавр-магистр? Нужны ли наши бакалавры стране? Многие наши выпускники работают в США, в Европе. Там в основном биологов-бакалавров берут на работу биотехнологические, фармацевтические фирмы. У нас пока такой бакалавр не востребован, он воспринимается научной общественностью как недоучка. Пока наш диплом специалиста приравнивается за границей к магистерскому американского университета, я не вижу необходимости резко перестраиваться.

Хотя в таком переходе на двухуровневую систему есть ряд плюсов. Есть студенты, которые обучаются ради корочки. С такими я бы расстался на уровне бакалавра. Я бы оставил у нас специалитет и дал бы возможность набирать в магистратуру специалистов, но в основном выпускников других университетов.

Мстислав Афанасьев: - Сейчас специальность «финансы и кредит» растворена в направлении подготовки «экономика и управление». Ученый совет нашей академии считает, что это не вполне правомерно. Было бы целесообразно выделить отдельное направление подготовки «финансы и кредит», а дальше профильные направления. Есть явные потребители (финансовая сфера, банки), соответственно, есть под кого «затачивать» выпускников. Тогда бы вуз понимал, кого мы готовим, работодатель знал, кого он берет, а студент - чему он учится. Мы вышли с такой инициативой в Минфин и Минобрнауки по выделению направления подготовки «финансы и кредит».

Валентина Иванова: - Очень важно развитие среднего и малого бизнеса в перерабатывающих отраслях АПК и индустрии питания. Именно особенности этих отраслей диктуют их малые экономические формы, обеспечивают их эффективность и формируют требования к подготовке специалистов. В то же время малый и средний бизнес АПК нуждается в особых взаимоотношениях со сферой образования. Вузы должны стать центрами «кристаллизации» научных достижений, систем их внедрения, обеспечения «подачи знаний работникам малых предприятий». Это позволит развивать реальный сектор экономики не только центра, но и регионов.

Для обеспечения такого прогресса необходимо создать Кадровый технологический альянс и Ресурсные интеллектуальные центры, в которые вошли бы и представители работодателей, и высшие учебные заведения. Такого рода некоммерческое партнерство создано нашим университетом и ассоциациями работодателей. Более того, некоммерческое партнерство имеет сетевую структуру в регионах, где на базе филиалов МГУТУ созданы инновационные центры. Они призваны организовать взаимодействие с работодателями региона и учесть их требования по подготовке специалистов.

Михаил Эскиндаров: - Я был убежден, что мы (вузовское сообщество) закончили обсуждение вопроса перехода на уровневую систему. Эксперимент проводился с 1992 года. Большинство ведущих вузов уже работают по данной системе. Весь мир так работает. Не надо драматизировать ситуацию. Вузам дается больше академических свобод, сохраняются профили подготовки (фактически это специальность).

Всегда во всех странах, перешедших на уровневую систему, до 90% бакалавров стремились попасть в магистратуру. Так было в Китае (перешел в 1976 году), так было в Казахстане. Но по прошествии времени все стабилизируется. Вспомните хотя бы бакалавра Гейтса, построившего империю Microsoft.

Но, чтобы успокоить многих, хочу сказать, что по отдельным направлениям подготовки специалитет сохраняется. Это в первую очередь инженерные специальности, связанные с ядерными исследованиями, космосом и т. д. Даже в юриспруденции специалитет сохраняется для подготовки кадров прокуратуры и судейства.

ИТОГ. Александр Минаев: - Убежден, что дискуссию по переходу на уровневую систему мы уже закончили. Вузы экспериментируют с 1992 года. В МГУ абсолютное большинство факультетов перешли на уровневую систему. Плехановская академия по многим предметам перешла. ВШЭ - тоже. Сначала было ощущение, что многие будто бы из-за неполноценности бакалавриата рвались правдами и неправдами после бакалавриата в магистратуру. Но опыт показывает: количество людей, страждущих получить степень магистра, остается на уровне 15 - 20%, хотя у нас может быть несколько больше.

 
ГДЕ УЧИТЬСЯ ПОСЛЕ КОЛЛЕДЖЕЙ?
 

Мстислав Афанасьев: - В систему нашей академии входят несколько колледжей. Как этим ребятам поступать в вуз? Можно ли их теперь принимать на основе диплома об СПО? Выпускники колледжей имеют четкую профессиональную подготовку. Как можно сейчас требовать с них общие школьные дисциплины, когда они уже занимались финансами,

бухучетом, налоговыми вопросами?

ИТОГ. Александр Минаев: - Есть программа СПО повышенного уровня, которые смогут открывать прикладной бакалавриат. Постановление правительства вышло, готовится перечень вузов, которые смогут это делать. Но это те ссузы, которые входят в структуры вузов.

На следующий год выпускники колледжей, которые идут на сокращенную программу в вуз, могут не сдавать ЕГЭ.

 
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЗНАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА
 
 

Конкурс в престижные университеты упадет в два раза

На вопросы абитуриентов отвечает ректор Высшей школы экономики Ярослав КУЗЬМИНОВ.

1. Будет ли сложнее поступать в вузы в следующем году? Ведь если в этом году школу окончили почти 900 тысяч ребят, то в следующем их будет всего 750 тысяч.

- Не сложнее - точно. Но и проще - вряд ли. Потому что количество бюджетных мест будет уменьшено. В этом году некоторые вузы просто не набрали студентов на бюджетные места. Или набрали таких, которых не стоит вообще учить за бюджетные деньги. Думаю, что проблем с поступлением в хороший вуз не будет у тех, кто серьезно, с увлечением занимался в школе теми предметами, которые нужны для учебы по выбранной специальности в университете.

2. Может ли быть изменен порядок сдачи ЕГЭ?

- Пока подробностей нет. У нас есть предложение. Исходит оно из простого факта: две трети ребят, которые в этом году плохо сдали ЕГЭ, не добрались до третьей части, которая позволяла получить пятерку. Думаю, такого рода людям нужно дать возможность писать только вторую и первую части - назовем его условно ЕГЭ-А. Они за ее выполнение могут получить максимум четверку. Думаю, будут вузы, которые с такой четверкой их возьмут. А тем, кто хочет поступить в вузы первого эшелона, нужно будет сдавать и третью часть - назовем ее ЕГЭ-Б - с открытыми вопросами, которые позволят проявить и творческие навыки. Вот если с этой частью справился, получаешь пятерку.

3. Лучше готовиться к ЕГЭ или все-таки олимпиады - более надежный способ поступить в престижный вуз?

- Мне кажется, что человек, участвующий в олимпиаде, с очень высокой вероятностью сдаст и ЕГЭ на очень высокую отметку. У нас есть статистика - в ВШЭ в этом году половина ребят поступили по олимпиадам. И результаты на ЕГЭ у них очень высокие.

4. Имеет ли значение, в каком вузе проходит олимпиада? Обязательно ли участвовать в олимпиаде, которую проводит именно тот вуз, в который собираешься поступать?

- Многопрофильная олимпиада Вышки не была ограничена рамками только нашего вуза. Мы пригласили шесть ведущих региональных университетов - Уральский, Томский, Сибирский федеральный, Казанский, Белгородский - и проводили ее совместно. Думаю, в этом году многие наши коллеги сделают то же самое. Это и расширяет географию набора, и повышает доверие к олимпиадам. Никто не будет говорить: эта олимпиада организована для своих. Хотя нужно понимать: для победы в олимпиаде нужны знания, выходящие за рамки школьной программы.

5. Стоит ли бояться, что в престижные вузы опять будет очень высокий конкурс?

- В среднем один абитуриент в этом году подавал заявления только в два вуза. Весь ажиотаж знаете из-за чего случился? Впервые зачисление проходило по ЕГЭ. К нам на экономический факультет (а там максимум был 400 баллов по четырем экзаменам) приходили люди и с 398 баллами, и с 201 баллом. Они не знали, какой будет проходной. Именно поэтому некоторые, не понимая, в какой вуз они по баллам проходят, а в какой нет, подавали документы сразу в десяток учебных заведений.

В следующем году, думаю, конкурсы в вузах сократятся раза в два. Все будут знать, что проходной в МГУ или Вышку в среднем 85 баллов по предмету, в другой вуз - 80 баллов, в третий - 70.

 

 

Источник: Комсомольская правда, Д.Токарева, Е.Стригунов

Другие матералы рубрики: