Лидера в образовательной политике нет
Опубликовано 11 октября 2004Институт образовательной политики Эврика начинает проект Рейтинги образовательной политики. Его цель - анализ и отражение реального влияния различных деятелей, органов СМИ и общественных институтов на образовательную политику в России. Для этого Эврика предложила 100 ведущим экспертам в области образования дать свои оценки деятельности 20 ведущих образовательных политиков, СМИ и институтов.
Рейтинги деятелей образования:
1. Болотов В.А. (7,5), Садовничий В.А. (7,5) 2. Кезина Л.П. (7,4) 3. Смолин О.Н. (6,8) 4. Коган Е.Я. (6,6) 5. Кузьминов Я.И. (6,4) 6. Кондаков А.М. (6) 7. Фурсенко А.А. (5,8) 8. Филиппов В.М. (5,7) 9. Вербицкая Л.А. (5,1) 10. Балыхин Г.А. (4,9) 11. Алферов Ж.И. (4,6) 12. Бунимович Е.А. (4,4) 13. Никандров Н.Д. (4) 14. Аверкин В.Н. (3,9) 15. Козлов В.Ф. (3,6) 16. Борисов С.Р. (3,4) 17. Титов Б.Ю. (3,3) 18. Осипов Ю.С. (3,3) 19. Булаев Н.И. (2,5)
Рейтинг СМИ:
1. Российская газета (4,9) 2. Известия (4,6) 3. Аргументы и факты (4,4) 4. Независимая газета, Московские новости, Комсомольская правда (4,1) 5. Литературная газета (3,8) 6. Новая газета, Итоги (3,5) 7. КоммерсантЪ (3,4) 8. Труд (3,2) 9. Огонек (3,1) 10. Московский комсомолец, Эксперт (3) 11. Русский курьер, Ведомости (2,3) 12. NewsweekРусский (2,2) 13. Профиль (2) 14. Время новостей (1,8)
Рейтинг институтов:
1. Региональные администрации (7) 2. Президент РФ, Министерство образования и науки (6,9) 3. Региональные управления образования (6,7) 4. СМИ (5,6) 5. Издатели учебников (5,5) 6. Экспертное сообщество, Всемирный банк, Правительство РФ (5,4) 7. Родители (5,3) 8. РАО (5) 9. Ректорское сообщество, РАН, Государственная дума (4,7) 10. Общественные организации (4,1) 11. Учащиеся и студенты (3,6) 12. Британский совет (3,3) 13. Бизнес-сообщество (3) 14. Благотворительные фонды (2,8) 15. Совет федерации (2,5)
P.S. Рейтинги составляются путем опроса экспертного сообщества, директоров школ инновационной образовательной сети Эврика, деловых кругов, вовлеченных в образовательную политику.
Начальный список из 20 деятелей образования составлен на основе рейтингового опроса 50 кандидатов.
Комментарий от Института образовательной политики Эврика
...Начавшаяся было активность бизнес-кругов на поле образовательной политики серьезного влияния на систему образования пока не оказывает. Даже встреча представителей бизнес-кругов с президентом 1 июля, после которой в августе все участники получили копию поручения президента правительству о проработке мер по усилению влияния работодателей на профобразование, пока привела лишь к проведению августовского педсовета Деловой Россией. Акция довольно значимая, но на ней лидер Деловой России пока только продекларировал намерения своей организации активно участвовать в реформе образования, а никаких конкретных планов или стратегий выдвинуто не было. Ни РСПП, ни ОПОРА РОССИИ серьезных шагов по позиционированию в образовательной политике пока не сделали. Отсюда и места аутсайдеров.
Политик и учитель Бунимович, ученые Алферов, Осипов и Никандров оказались в середине нижней части рейтинга вместе с крепкими руководителями Аверкиным и Балыхиным.
В нижней части рейтинговой таблицы собрались представители разных направлений: коммунист и нобелевский лауреат депутат Госдумы Жорес Алферов, яблочник, учитель и поэт, депутат Мосгордумы Евгений Бунимович, традиционалист и сторонник усиления православных ценностей в образовании президент РАО Николай Никандров, высококлассный чиновник и соратник Владимира Филиппова Григорий Балыхин, ныне руководитель Агентства по образованию, известный и весьма успешный руководитель новгородской областной системы образования Владимир Аверкин. К ним примыкает вице-президент РАН Владимир Козлов, весьма влиятельный, в частности, в борьбе академиков с ЕГЭ.
Стоит упомянуть о том, что летнее прохождение минфиновских поправок к образовательному (и не только) законодательству было возможностью ярко выступить в защиту интересов отрасли и образования в целом для всех мало-мальски заметных фигур на поле образовательной политики. Но, похоже, в бой вступили только социалист Олег Смолин и лидер Российского союза ректоров Виктор Садовничий, чем и укрепили свои позиции в образовательной политике.
Региональный лидер модернизации Ефим Коган и ее основной идеолог Ярослав Кузьминов опережают в рейтинге и действующего, и бывшего министров образования. Издатель Александр Кондаков уверенно чувствует себя посередине.
Показательно, что в сознании экспертов и директоров инновационных школ бывший и нынешний министры - рядом. Скорее всего это означает, что курс ведомства даже если и изменился, то экспертному кругу, кроме приближенных, и особенно директорам школ, это осталось неведомым. Это может читаться и как позитивный сигнал: революций не будет. Но может и привести к разочарованию - слишком уж много сложностей возникло этим летом из-за введения внешнего управления системой. Особенно это касается паралича ведомственных структур. Так, например, Агентство по образованию лишь пару недель назад получило статус государственного заказчика, и все конкурсы по Федеральной программе развития образования будут проведены лишь в октябре, а в декабре уже надо будет отчитываться по истраченным средствам. А подразделения самого министерства и агентств до сих пор не могут войти в нормальный ритм из-за непропорционального распределения бумажной нагрузки.
Как бы там ни было, но пока популярный в образовательных кругах издатель Александр Кондаков опережает в рейтинге и Андрея Фурсенко, и Владимира Филиппова.
Правда, не будем забывать, что опрос проводился в августе, и многие директора школ пока не успели как следует оценить деятельность нового министра, зато хорошо успели проанализировать результативность работы Владимира Филиппова. С нашей точки зрения, в будущем следует ожидать роста веса нынешнего министра.
Видно, что основным поводом для лидерства в рейтинге можно считать общенациональный проект по введению ЕГЭ. Скорее всего именно из-за этого во главе списка оказались основной проводник этой линии - Виктор Болотов, бывший первый заместитель министра образования, а ныне руководитель одного из агентств, и основной противник этого нововведения - Виктор Садовничий, ректор МГУ и лидер ректорского сообщества.
При этом в первую пятерку входят и Ефим Коган, наиболее полно осуществивший на практике ЕГЭ в Самарской области, и Любовь Кезина, наиболее последовательно блокировавшая практическую реализацию ЕГЭ в Москве.
При этом в глазах экспертов и директоров инновационных школ наиболее сильное влияние в системе образования имеют именно эти трое: Болотов-Садовничий-Кезина. Следующую позицию уверенно занимает самый образовательный депутат Госдумы Олег Смолин, умеренный социалист, наиболее последовательно проявивший себя во время летних битв при прохождении минфиновского закона. Достаточно сказать, что 29 принятых поправок, смягчающих отрицательный эффект минфиновского законотворчества, принадлежат Смолину.
Но вернемся к лидерам. Смесь филипповски-модернизаторских позиций (В. Болотов) и линии наше образование лучшее в мире, потому что фундаментальное (В. Садовничий) с тяжеловесными административными методами хозяйки московского образования Л. Кезиной показывает, скорее всего, что место действительного лидера образовательной политики пока вакантно. В. Болотов, В. Садовничий и Л. Кезина - своего рода лебедь, рак и щука российской образовательной политики. Уж в какие облака тянет В. Болотов - можно спорить, но то, что рак пятится назад, по всей вероятности, очень похоже на действительность. Как бы то ни было, а эклектика, высокая степень неопределенности, отсутствие ясной перспективы и опоры на гражданские потребности и интересы - это и есть, по всей видимости, основные характеристики современной российской образовательной политики. И не случайно в лидерах оказались представители ведомственного истеблишмента, многолетние функционеры системы образования.
Итак, по нашему мнению, лидера в образовательной политике пока нет. Хотя передовики есть. Будем следить за развитием событий.
По материаллам сайта rambler.ru