Поволжский Образовательный Портал

Опережающее образование: готово ли общество? Аналитика

Опубликовано 09 ноября 2009

Опережающее образование – процесс, как известно, двусторонний. Для того, чтобы люди заранее подготовили себя к новой специальности, более востребованной на рынке труда, необходимы не только возможности, но и желание. Опросы, проведенные исследовательской группой интернет-портала Superjob, а также в рамках Программы сотрудничества Евросоюза и России (бывший ТАСИС) опровергают широко распространенное убеждение, что российская рабочая сила инертна и немобильна. До 64 процентов опрошенных высказали готовность переквалифицироваться – полностью  или частично. Особенно интересно посмотреть, как и в кого хотели бы переквалифицироваться представители наиболее "рисковых" с точки зрения безработицы профессий.

В отличие от девяностых годов, когда рушилась советская промышленность, сегодня самая угрожаемая категория занятых – это офисные работники, "белые воротнички". Особенно велик риск для людей тех профессий, которые в докризисные годы были как раз очень востребованы, – для кадровиков, журналистов, экономистов. Так вот, кадровики чаще всего хотели бы переквалифицироваться в бухгалтеров (12 процентов), в менеджеров по продажам (10 процентов) или в психологов (10 процентов). Журналисты не прочь попробовать себя в качестве пиар-менеджеров (28 процентов), несколько менее охотно видят они себя и осваивающими рабочие специальности (15 процентов). Представители рабочих профессий, пострадавших от кризиса (машиностроители, строители, металлурги) видят выход в осваивании смежных специальностей, переезде на новое место жительства, где их навыки будут востребованы,  или – реже – в открытии собственного дела.

Отдельная группа – бюджетники. Эта категория населения имеет фиксированные доходы, поэтому кризис не привел к резкому изменению ее материального положения. Тем не менее, как отвечает генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров, у этих людей сохранился комплекс жертвы в связи с падением доходов и социального статуса в девяностые годы, так что и эта весьма консервативная группа населения готова рассмотреть возможности расширения или смены квалификации. Так, например, школьные учителя чаще всего видят выход в том, чтобы освоить преподавание нового предмета (12 процентов) или перейти в сферу работы с персоналом (менеджерами по подбору кадров или психологами).

Во всяком случае, опережающее обучение видится людям как самое предпочтительное и безболезненное решение проблемы будущей занятости. Три других "лекарства" от безработицы, предлагаемые государством, - организация общественных работ, самозанятость через открытие малого бизнеса, переезд на новое место жительства, где специальность будет больше востребована – в целом представляются людям куда более проблемными и болезненными. Это и понятно. К общественным работам в России не привыкли, да и не верят люди, что за такой труд (как правило, малоквалифицированный) можно получать нормальные деньги. Малый бизнес всегда сопряжен с риском и ответственными решениями, а переездов в России люди оправданно боятся. Предлагаемое государством возмещение расходов по работе на удалении от дома (скажем, в другом регионе) – 550 рублей в сутки. Этих денег может хватить на то, чтобы как-то обеспечить крышу над головой одному человеку, но их, конечно же, не хватит для обеспечения жизни семьи. К тому же в России хорошую работу традиционно можно найти через знакомых или родственников, а таковых на новом месте может не оказаться. Так что в отличие от США, где семья в среднем 3-4 раза за время своего существования меняет штат проживания в поисках лучших заработков, российский выход из безработицы – это прежде всего опережающее образование.

Но вот вопрос – как реализовать в принципе имеющееся у людей желание учиться? В 2008-2009 годах проблема решалась прежде всего через срочное (на срок до трех месяцев) обучение людей на уровне начального профессионального образования. Всего в программах переподготовки кадров, по данным Федеральной службы по труду и занятости, участвует до 1,8 миллиона человек. Для сравнения: переездом на новое место жительства в качестве средства от безработицы воспользовались всего 8,2 тысячи россиян. Еще 40 тысяч открыли свой бизнес.

Получается, что переквалификация пока с большим отрывом опережает другие методы спасения от безработицы. Но пока что, как видим, помощь коснулась прежде всего "синих воротничков" - представителей рабочих профессий. Здесь было достаточно двух факторов – краткости обучения и низкого уровня пособия по безработице в России (от 850 до 4900 рублей). Сейчас разработчики федеральных программ ставят себе более трудную задачу – охватить опережающим образованием и "белых воротничков" с учетом потребностей посткризисной экономики. Одна из задач – помочь специалистам освоить автоматизированные информационные системы управления производством (английская аббревиатура для этого понятия - ERP).

"Именно на работников предприятий традиционных сфер экономики, где будет происходить технологическое перевооружение, в первую очередь ориентированы программы опережающего обучения, - сказал в интервью "Известиям" курирующий это направление заместитель министра образования и науки РФ Владимир Миклушевский. - Это мера, направленная на повышение производительности труда, на повышение качества продукции, потому что любая ERP-система – это важный элемент системы менеджмента качества. И специалист, который работает на предприятии, элементарно должен нормально владеть компьютером, иметь IT-компетенции соответствующего уровня, уметь вводить данные в эту программу, использовать ее в своей работе и так далее".

Здесь образование должно быть именно опережающим. Подготовить хорошего программиста, системного администратора или финансиста за 2-3 месяца невозможно. Очень хорошо, если удается организовать такую подготовку прямо на фирме, заранее прогнозируя возможные изменения на рынке труда и настроения сотрудников. Например, компания "Лаборатория Касперского" разработала программное обеспечение, позволяющее руководству компании обнаружить ситуацию, когда сотрудник, скажем, в массовом порядке рассылает по другим фирмам свое резюме.

"Мы ни в коем случае не хотели бы, чтобы эта технология использовалась для вмешательства в личную жизнь сотрудников или вела к каким-то репрессивным мерам,- отмечает Наталья Касперская, председатель совета директоров "Лаборатории Касперского". – Правильный ответ на повышение уровня тревожности сотрудника – это снятие страхов, организация дополнительного обучения, возможно, взаимного обучения сотрудников. Такие программы (на английском они называются программами кросс-обучения) существуют и в нашей компании, где работают до полутора тысяч человек".

Ожидается, что с этого года заработает федеральная программа, по которой около 280 тысяч человек получат обучение по различным специальностям. Обучение будет продолжаться 1-2 года, и оно будет приравнено ко второму высшему образованию. Для "белых воротничков" это будет иметь важный психологический эффект. Получение рабочей специальности для бывшего банковского работника – слом в карьере и понижение социального статуса. Чего никак не скажешь о втором высшем образовании. "Одна из главных проблем – изменить представления о престижности, о статусности той или иной работы",- отмечает глава ВЦИОМ Валерий Федоров.

Еще один правильный путь – организация стажировок для желающих научиться новому сотрудников и особенно для недавних выпускников вузов. Не секрет, что не имеющие пока опыта вчерашние студенты – одна из наиболее уязвимых с точки зрения занятости групп населения. По прогнозам специалистов, до 13 процентов выпускников вузов и техникумов не смогут сразу найти работу в этом году. Благодаря программам министерства образования и науки РФ и региональным инициативам в этом году 50 тысяч студентов удалось временно трудоустроить. И здесь один из главных позитивных эффектов – психологический: ребята не чувствуют себя ненужными, при поиске "работы полного дня" у них не будет тех страхов и комплексов, которые обычно угнетают молодого специалиста.

"Выпускники имеют возможность за счет бюджета до шести месяцев работать на конкретном рабочем месте, чтобы приобрести необходимые навыки, присмотреться к предприятию, а предприятие за это время присмотрится к ним, - поясняет Владимир Миклушевский. - По сути, мы предоставляем выпускнику адаптационный период, возможность более плавного выхода в самостоятельную трудовую жизнь".

Но даже если ваша фирма или регион не помогают вам подготовиться к новой работе, главный совет психологов и социологов – не сидеть сложа руки. Если вас перевели на неполную рабочую неделю и предприятие не удосужилось занять высвободившееся время опережающим обучением, найдите возможность обучаться сами. Информацию о предлагаемых программах обучения можно получить в центрах занятости по своему месту жительства. "Главное – не бездействовать и быть в форме",- отмечает Андрей Першин, автор книги "Без наркоза" о безработице времен кризиса. И здесь с ним нельзя не согласиться.

 

 

Источник: РИА Новости, Приволжский округ

Другие матералы рубрики: