Олимпиады по математике: российская смекалка против китайской техники
Опубликовано 17 ноября 2009На международных олимпиадах по математике Россия всегда в числе фаворитов. В этом году на турнире в Германии наша команда заняла 2-е место, выиграв 5 золотых и 1 серебряную медали. Лучший результат российские школьники показали в 2007 году, когда на олимпиаде во Вьетнаме также завоевали 5 золотых медалей и обошли давних своих конкурентов – китайцев, у которых было 4 «золота». О секретах подготовки победителей рассказывает руководитель национальной сборной по математике, доцент Московского физико-технического института (МФТИ) Назар Агаханов.
- Назар Хангельдыевич, расскажите, как готовят будущих призеров международных олимпиад?
- Все ребята – а это, как правило, дети из специализированных математических школ, – прежде чем попасть в команду, проходят многоступенчатую подготовку. В качестве кандидатов они участвуют в летних сборах, которые вот уже 15 лет мы проводим в пансионатах Тверской или Ярославской областей. С ребятами занимаются лучшие тренеры – преподаватели и ученые из Долгопрудного (МФТИ), Санкт-Петербурга, Ярославля, Москвы, Новосибирска. В начале каждого занятия школьники получают комплект задач, выстроенных по принципу возрастающей сложности. Вместе с преподавателем разбираются варианты решений и ошибки. По итогам сборов выявляются самые сильные из ребят, кого мы приглашаем затем на зимние сборы. В летних трехнедельных сборах участвует примерно 40 человек, в зимних – около 25, двенадцать из которых получают шанс войти в команду. Зимние сборы длятся одну неделю и включают задания, близкие по стилю к международным олимпиадам. Последним испытанием для претендентов становится Всероссийская олимпиада, по результатам которой мы и определяем шестерку школьников, получающих право представлять Россию на Международной математической олимпиаде.
- В какой степени результаты Всероссийской олимпиады влияют на финальный состав команды?
- В решающей степени, поскольку она проходит в апреле, а уже в мае мы должны представить в организационный комитет Международной олимпиады список российских участников. Кстати, многолетний опыт показывает: практика включения в сборную только одиннадцатиклассников, успешно выступивших на Всероссийской олимпиаде, ошибочна. В системе отбора и подготовки команды имеет значение также Китайская олимпиада, проходящая в январе. С 1992 года наши кандидаты в сборную участвуют в национальной олимпиаде Китая, а китайские школьники – во всероссийских турнирах.
Ценность выезда наших ребят в Китай переоценить сложно. Во-первых, стилистика заданий китайской олимпиады заметно отличается от характера материалов, предлагаемых на наших соревнованиях, и кандидаты в команду получают прекрасную практику решения сложных задач, в первую очередь, по алгебре и теории чисел. Во-вторых, олимпиада позволяет установить психологическую готовность ребят к выступлениям в незнакомой обстановке международных турниров.
- Что еще влияет на отбор состава команды?
- Очень важна внутренняя совместимость между участниками. Несмотря на то, что задачи все решают самостоятельно, командный дух создает ту комфортную атмосферу, которая помогает ребятам собраться и в решающий момент выступить на максимальном уровне своих возможностей. Мы получаем помощь со стороны фонда Потанина, направляющего психологов для работы с членами команды во время сборов. Отбор в команду практически ежегодно проходит очень непросто, как любой выбор между равносильными кандидатами. В подобных случаях мы берем во внимание и некие субъективные факторы. Так, предпочтение отдаем ребятам «из провинции», учитывая престижность для регионов включения их представителей в сборную России. И всегда на международных соревнованиях они выступают блестяще.
- Как, по-вашему, команда проявит себя на следующей олимпиаде? Есть ли какие-то трудности в подготовке?
- Есть надежда на хорошее выступление, ведь в составе команды нынешнего года было четверо очень сильных десятиклассников, имеющих шансы быть включенными в команду в следующем году. Но приходится констатировать: с каждым годом завоевывать золотые медали становится все сложнее. Главный наш конкурент – Китай. Очень сильные команды приезжают из Южной Кореи, Тайваня, Японии. Они добиваются успеха за счет огромного трудолюбия и хороших базовых знаний. У них отлично отработана техника решения задач. Например, в Южной Корее в специализированную математическую школу для одаренных детей собирают 120 лучших школьников со всей страны и целый год целенаправленно готовят их к выступлениям на международных соревнованиях. И мы на сборах стараемся поставить математическую технику своим ребятам, для того чтобы российские школьники добивались успехов не только за счет традиционно сильных наших сторон - креативности, умения находить нестандартные решения, выстраивать сложные логические цепочки. А работа с одаренными школьниками на местах у нас традиционно ведется силами энтузиастов - преподавателей вузов и лицеев, обычных учителей математики. Хотелось бы, чтобы они получали больше поддержки со стороны государства, региональных администраций. Такая помощь важна и для национальной сборной, ведь до сих пор часть средств на ее подготовку мы вынуждены искать у спонсоров.
Источник: РИА Новости, Анна Козлова