Европейские университеты: недостаточность финансирования и “утечка мозгов”
Опубликовано 13 октября 2004Страны ЕС обеспокоены состояние университетов Европы. Из 3300 университетов только пара десятков старинных, именитых вузов формируют репутацию высшего образования ЕС – остальные вузы оставляют желать лучшего.
В прошлом году Еврокомиссия опубликовала обескураживающие данные - своего рода рейтинг университетов мира, подготовленный специалистами из Шанхая. Из университетов, занявших первые 50 мест, 35 - американские. Из Европы в первую десятку попали только Оксфорд и Кембридж. Лондонский университет занял 11 место. Следующий вуз из стран ЕС - Утрехтский университет из Голландии - идет аж на сороковом месте.
В этой ситуации нет ничего удивительного. Страны ЕС тратят на высшее образование 1,1% ВВП, а США - 2,3%. Как показало исследование, проведенное недавно Организацией экономического сотрудничества и развития, на одного студента в США тратится примерно 20000 долларов в год, что вдвое превышает аналогичные расходы в Германии, и трое - в Испании.
“Рост недофинансирования европейских университетов подрывает их возможности по привлечению лучших талантов и совершенствованию научной и преподавательской деятельности”, - говорится в докладе, распространенном недавно Еврокомиссией.
“Учитывая, что восполнить растущую нехватку средств за счет дополнительного государственного финансирования вряд ли удастся, необходимо искать новые пути увеличения и диверсификации доходов университетов”, - отмечают далее авторы доклада. Это означает, что семьям европейских студентов, возможно, вскоре придется нести ответственность за обучение наряду с государством и европейскими налогоплательщиками, и так страдающими от чрезмерно высоких поборов.
В докладе отмечается, что американские университеты куда менее стеснены в средствах, чем европейские - средние расходы на одного студента там выше в 2-5 раз. Отчасти подобный разрыв объясняется привлечением средств самих студентов, в том числе иностранных. Плюс - значительное финансирование от государства, предоставляемое властями штатов и федеральным правительством, и немалые средства из частных источников.
Крупные частные университеты Америки, ведущие масштабные научные исследования – например, Гарвардский и Йельский - также зачастую имеют в своем распоряжении значительный капитал, образовавшийся с течением времени за счет частных пожертвований, особенно от ассоциаций выпускников.
Настоящую панику у Еврокомиссии вызывают масштабы “утечки мозгов” из Европы в США. По ее оценкам, в Америке работают около 400000 ученых-исследователей из Европы, или примерно 40% от их общего числа. В другом документе Комиссии, опубликованном в прошлом году, указывается, что 75% людей, родившихся в странах ЕС, и получивших докторскую степень в США, которые закончили университетский курс в 1991-2000 гг., не планируют возвращаться в Европу. “В качестве причин, побуждающих людей искать работу за границей, как правило приводятся более благоприятные перспективы и интересные проекты, а также облегченный доступ к передовым технологиям”, - указывается в этом докладе.
“Европейские университеты остро нуждаются в реформировании”, - отмечает Ричард Ламберт, член комитета по монетарной политике Английского банка, в докладе, подготовленном в этом году для Центра европейских реформ. Сам по себе факт появления такого доклада говорит о том, что слабость университетов в странах ЕС начинает беспокоить деловые круги Европы.
“Университеты должны сыграть важнейшую роль в достижении цели, поставленной ЕС - построении “самой конкурентоспособной, основанной на интеллектуальных ресурсах экономики в мире”, - продолжает Ламберт. - Однако европейские вузы недофинансируются, отличаются плохой организацией, чрезмерной централизацией и страдают от жестких политических ограничений. Кроме того, как уже осознают правительства европейских стран, осуществление необходимых реформ обойдется недешево, как с экономической, так и с политической точки зрения”.
Немалая часть средств, расходуемых в странах ЕС на студентов, растрачивается впустую из-за высокого отсева. Например, в Италии лишь 42% студентов, намеревающихся получить научную степень, полностью заканчивают курс, возможно из-за того, что в Европе для этого требуется очень много времени - зачастую до пяти или более лет.
В Европе само по себе количество студентов значительно меньше, чем, скажем, в США и Японии. В Дании, Нидерландах, Греции, Германии, Австрии и Италии законченное высшее образование имеют менее 30% граждан в возрасте 25-34 лет, тогда как в США и Японии эта цифра превышает 40%.
Впрочем, не во всем картина выглядит столь уж мрачно. В общей сложности страны ЕС выпускают чуть больше научно-технических специалистов с высшим образованием, чем США, а естественнонаучные факультеты британских, шведских, финских и голландских университетов ценятся очень высоко.