Экономическое образование должно быть фундаментальным - Бухарова
Опубликовано 10 декабря 2009Экономика в стране во многом зависит от того, каких специалистов она готовит и насколько учитываются при этом особенности региональных рынков. Каким должно быть экономическое образование сегодня, в интервью РИА Новости рассказала директор Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета (СФУ) Евгения Бухарова.
- Евгения Борисовна, каким, на ваш взгляд, должно быть экономическое образование?
- Безусловно, классическим университетским, с ведущим элементом - фундаментальной составляющей. Мир меняется, и выпускник должен быть не просто готов к изменениям, но выступать их проводником, для чего ему нужны знания в области математики, экономики, теории управления, а также гуманитарные.
- Как создается учебная программа, отвечающая этой идеологии?
- Структура программ формировалась начиная с 1981 года в процессе дискуссий. Наши разработки по ключевым позициям нашли отражение в государственных образовательных стандартах первого, а затем второго поколения.
Для того чтобы студентов обучали высококвалифицированные и грамотные педагоги, мы постоянно инвестировали ресурсы в их профессиональный рост. Так, в 90-е годы мы принимали участие в программе подготовки преподавателей экономических дисциплин в рамках проекта ТАСИС, возглавляемого Государственным университетом - Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ).
Мы всегда, зачастую в нарушение общих правил - надо отдать должное ректорам Красноярского государственного университета и СФУ, которые активно поддерживали инновации, - вносили необходимые, на наш взгляд, изменения в образовательные программы. Начиная с 90-х годов преподавание микро- и макроэкономики велось у нас на двух уровнях, было введено преподавание эконометрики. Вводились новые дисциплины гуманитарного профиля, в частности, русское деловое письмо, для формирования коммуникативных навыков будущих управленцев и экономистов.
Последние 5 лет мы активно взаимодействуем с МГУ, ГУ-ВШЭ, Новосибирским и Санкт-Петербургским госуниверситетами, а также вузами, возглавляющими учебно-методические объединения по экономическим специальностям.
Всего вузов и факультетов, с которыми мы участвовали в разработке проектов государственных образовательных стандартов третьего поколения для направлений экономика и менеджмент, пятнадцать.
- В чем особенности новых проектов стандарта?
- Главная их специфика в том, что в соответствии с утверждаемым в стандарте компетентностным подходом, предметное ядро по каждому профилю - оптимальный набор обязательных дисциплин и структура их содержания, - во многом определять будут сами вузы с учетом региональных особенностей рынков труда. Студенты также получат значительную свободу в выборе дисциплин.
- Как преподаватели восприняли будущие новации?
- Сейчас они активно готовятся к нововведениям, набирая опыт на базе Новосибирского государственного университета совместно с МГУ в очно-дистанционной форме по методическим вопросам основных программ третьего поколения.
- Помогают ли вам ли в переменах специалисты из зарубежных вузов?
- Отчасти. Дело не только в финансовых ограничениях – эффективность прямого переложения западных программ на нашу почву вызывает сомнения: у нас другие менталитет и рыночные реалии. Чаще мы приглашаем визит-профессоров для чтения нам спецкурсов. Контроль знаний при этом и прием экзаменов осуществляется в режиме on-line при методической поддержке преподавателей института.
- Есть ли контакты с сибирскими вузами?
- Конечно. Плодотворные отношения сложились у нас с Институтом экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, особенно актуальные с учетом реализации новых масштабных нефте-газовых проектов на севере края.
- Заказчиком любого профессионального образования в современных условиях должен быть, прежде всего, бизнес. Как краевые предприятия участвуют в образовательном процессе?
- Мы откликаемся на любые предложения бизнес-среды о сотрудничестве. Предприятия должны участвовать в процессе как на стадии формирования образовательных стандартов, так и на этапе обучения практическим навыкам и мониторинга качества реализации программ. Сложность в том, что бизнес пока имеет очень ограниченный набор инструментов участия в обучении, какими, в первую очередь, являются производственные и исследовательские практики.
- Есть ли у вас ноу-хау, которые позволяли бы приблизить учебную программу к реалиям бизнеса?
- Несомненно. Это прежде всего компьютерное моделирование в режиме реального времени, разработки принятия управленческих решений на базе нового сетевого программно-аппаратного комплекса виртуальных экономических лабораторий с использованием кейсов и бизнес-ситуаций по конкретным предприятиям. В настоящее время отлаживаются механизмы включения данной технологии в режим дистанционного обучения. Конечно, система сложна, тем не менее процесс ее освоения преподавателями и студентами идет интенсивно.
Источник: РИА Новости, Ольга Криволуцкая