Ближе к практике
Опубликовано 09 февраля 2010Об излишней громоздкости и неповоротливости механизма аккредитации вузов заявил премьер-министр РФ Владимир Путин. В минобрнауки подтвердили: изменения в аккредитации коснутся всех вузов. Это лишь вопрос времени.
Концептуально наша система образования является одной из лучших в мире, но, как и всякая система, она периодически нуждается в модернизации. Упрощения процедуры аккредитации, может, и не нужно, но привести ее в более четкое соответствие с современными мировыми тенденциями - необходимо. Среди мировых критериев оценки качества работы вузов - востребованность выпускников, профессорско-преподавательский состав высшего уровня, научные достижения на мировом уровне, монографии, изданные в передовых странах. Важно применение этих критериев к российской действительности. Действительность же такова, что инновационная активность у нас ниже на порядок, чем необходимо. Критериями для процедуры аккредитации необходимо ввести индекс производства научной продукции в вузе, отражающий его реальный инновационный вклад в экономику региона и страны, а также современную образовательную среду вуза (возможности построить индивидуальную образовательную траекторию, получить любую информацию на портале вуза, электронное и дистанционное обучение, консультация онлайн). Современный вуз должен стать кластером постиндустриальной экономики, где существуют реальные инновации и реальная наука. Это и есть самое главное, а вовсе не количество квадратных метров на человека, разрешения СЭС и пожарных. Профессиональному сообществу сложно понять, почему в школе норма 4 кв. м, а когда школьник становится студентом, то ему нужно 11-12 кв. м учебных площадей. Это не главные вопросы, но мы, увы, решаем их как основные.
Чтобы ставить цели мирового уровня, необходимо создание конкурентной среды (это касается госзаказа). Сегодня под наукой в действующих показателях подразумеваются методички, диссертации... Но ведь наука - это реальные инновации, открытия, внедрения - и, следовательно, лидерство в изобретательности, технологиях, конкурентоспособности экономики. Если не будет инновационных критериев, существующая система столкнет наше образование в колею отечественного автопрома. Сможем ли мы отсечь псевдовузы, которые выпускают плохих специалистов, зависит от того, какие критерии будут приняты. Если мы внедрим критерии оценки научно-инновационной деятельности, "фабрики по выдаче дипломов" перестанут существовать.
Владимир Зернов, председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России
Источник: официальный сайт Российской газеты