Для этого высшего учебного заведения социальные задачи - прежде всего
Опубликовано 19 февраля 2010Самарский муниципальный институт управления не так давно перешел на более высокую ступень, получив статус академии. Но его руководство не собирается останавливаться на достигнутом. О том, как продвигается развитие единственного в городе муниципального вуза, рассказал его ректор Валерий Семенычев.
- СМИУ за последние несколько лет достиг если не своего расцвета, то - однозначно - очень достойных результатов. Как в это время была выстроена его работа?
- Нашему институту уже одиннадцать лет. Но два с половиной года назад пришла новая команда, которой было сделано очень много. На момент прихода целого коллектива этих людей остепененность (количество людей со степенями кандидатов и докторов наук. - Ред.) вуза составляла 45%, что является очень низким показателем. Штатность тоже составляла 45 %, хотя по аккредитационным показателям института необходимо не менее 50%. Вот в таком состоянии нам и досталось высшее учебное заведение. Меньше чем через год должна была состояться аккредитация, которая могла закрыть нас. В его деятельности имели место нарушения финансового и юридического характера, использовались неверные нормативные документы, имелись долги по налогам, институтская наука практически не развивалась.
- Что все-таки изменилось в вузе с приходом нового руководства?
- Спустя несколько дней после моего назначения начались исправления недостатков, был произведен целый ряд кадровых изменений, в том числе уволен главный бухгалтер. Недавно даже стало любопытно: кто остался от кадрового состава прежнего института? Поясню сразу: люди, которых мы сохранили, хорошие профессионалы. Но процент замены все равно высок: например, на кафедре права из предыдущего состава никого нет, есть и сохранившие 80% своего состава. На кафедре, которой руковожу я, осталось 14% от прежнего набора. Зато качество кафедры заметно изменилось в лучшую сторону. Теперь у нас четыре доктора наук, остепененность 80%.
В вузе за два года увеличили объемы научно-исследовательских работ в 45 раз. Показатели, с которыми вуз шел на аккредитацию в виде академии, очень неплохие: штатность - 78%, остепененность - 64%.
- Это в то время как во многих вузах Самары прослеживается тенденция к ухудшению качества обучения.
- Сегодня ситуация в высшей школе своеобразная. Я согласен с тем, что многие коммерческие институты не дают хорошего образования, скорее, это организация выдачи дипломов в рассрочку с очень низкими итоговыми показателями знаний выпускников. В этих институтах зачастую нет хороших библиотек, не налажена культурно-воспитательная работа и научная работа со студентами, преподают много внештатников-совместителей, которые бегают из одного вуза в другой.
Мы же резко увеличили количество преподавателей со степенями как с помощью работы с новыми людьми, так и активизацией деятельности аспирантуры, докторантуры. Сразу начались защиты кандидатских и докторских диссертаций. Только в этом году запланированы как минимум 4 - 5 защит докторских. Для сравнительно небольшого вуза, в котором всего 240 преподавателей, это достаточно хороший показатель.
- Что же будет представлять собой новое поколение чиновников?
- Не думаю, что нам удастся воспитать новых мэров или их первых заместителей, зачастую их назначение носит и политический характер. Но думаю, что квалифицированную среднюю управленческую структуру мы воспитаем. Более 80% наших выпускников сегодня работают в администрации города и области, в городской и губернской Думах. Приятно, что они следят за развитием института. Часто задают вопросы: «А что, правда, что такая аудитория отремонтирована? Появилось много новых компьютеров и электронные доски?» и т.д. Да, это правда. Мы сделали то, что не сделало предыдущее руководство: внедрили новые информационные технологии в обучение, стали существенно больше (с 17% бюджета до 48%) зарабатывать. Мы занимаемся разработкой программы электронных торгов, программы ЖКХ, программы по оптимизации структуры и числа сотрудников администрации и др. С одной стороны, получается, что в последнем случае мы как бы рубим сук, на котором сидим, сокращая число чиновников. Однако мы убеждены, что они должны стать другими, существенно более квалифицированными, использующими современные, в том числе информационные технологии управления. Потому и улучшаем квалификацию сотрудников администрации. Кроме того, мы издаем много учебников для учебного процесса, для малого бизнеса, для организации и реализации местного самоуправления. Например, я являюсь одним из авторов изданной в Москве монографии «Корпоративное управление. Настольная книга для глав муниципальных образований». Этот труд должен помочь им принимать правильные решения, ориентироваться в тех разработках мирового уровня, которые существуют сегодня. Наша деятельность оценена: я стал победителем Седьмого конкурса на лучшего муниципального служащего. Мы — единственный муниципальный вуз в России (а их всего 46), который стал академией. Набор в наш вуз за последние годы не упал, даже немного увеличился. Дополнительно мы приняли, только что, более четырехсот студентов из закрытого самарского филиала Московского финансово- экономического института.
- В вашем вузе появились новые специальности.
- Их было семь, сейчас - десять. Это и пользующееся большим спросом государственное муниципальное управление, финансы и кредит, экономика управления предприятием (городское хозяйство), психология, управление персоналом, социально-культурный сервис и туризм. В настоящее время у нас появилась специальность «связи с общественностью». Кроме того, была открыта специальность «прикладная информатика в менеджменте». Убежден, что современный управленец должен знать и применять информационные технологии. Но мы не просто учим узких специалистов, мы внедряем информационные технологии в учебный процесс. У нас электронные учебники, тесты. Сначала мы обучили своих преподавателей, которые потом учат студентов. Третья специальность, которую мы открыли с этого года, «менеджмент организаций» со специализацией «менеджмент в спорте». Мы будем воспитывать менеджеров, которые будут работать на городской спорт. Новая специальность пользуется спросом, к нам пришел не один десяток мастеров и фанатов спорта.
На этом мы не остановимся, есть еще планы развития. Кстати, сейчас мы начали зимний набор на второе высшее образование. Закончится он 15 марта. Мы ждем людей, которые хотят учиться на заочном отделении. Летом будет проводиться набор на все наши специальности и на ряд направлений на бакалавра. У нас работают подготовительные курсы. Есть договор с администрацией. Это козырная карта, потому что сегодня многие вузы не имеют возможности направлять своих студентов на практику. В наш вуз поступают люди из других регионов. Есть Пенза, Ульяновск, Казахстан. Последняя новость – мы, первыми из вузов Самарской области, стали автономной некоммерческой организацией: сохраняя долю бюджетного финансирования, мы получили большую экономическую самостоятельность. Постараемся оправдать доверие администрации г.о. Самара.
- Как вы относитесь к введению единого государственного экзамена?
Выполняем прием по ЕГЭ, но против него весь мой сорокалетний педагогический опыт, в том числе в приемных комиссиях. Как можно принимать по экзамену, который не ориентирован на специальность, составлен, как правило, нелепо? Он не помогает ни оценить знания, ни решить организационные проблемы. В прошлом году мы буквально захлебывались от поданных заявлений. Бестолковщина. «Зуд реформаторства». Я вижу в сегодняшнем ЕГЭ непрофессионализм и оторванность от жизни. Требуется более мудрое решение.
Источник: официальный сайт Самарской газеты