Мифы и реальность
Опубликовано 11 мая 2010Новый документ фиксирует то, что, по сути, в образовании уже есть. Если говорить о госзадании, то для школ сегодня аналог этого - нормативно-подушевое финансирование.
Для вузов - контрольные цифры приема на бюджет. Механизмы, которые упоминаются в законе, уже отработаны в рамках нацпроекта "Образование". Главное здесь - "деньги в обмен на обязательства". Именно по этому прин ципу и направлялись субсидии.
Закон дает большую самостоятельность образовательным учреждениям. Это и сохранение временных издержек, и возможность перераспределения средств. Говорят, что нет стандартов, под которые можно было бы выделять госзадание. Это неправда. Сегодня в новых стандартах, которые вводятся в школе, как вы помните, есть три основных момента: результаты обучения (значит, есть что контролировать), структура программы и главное - требование к условиям обучения. Так что на сегодняшний день нормативная база под выдачу госсредств и под госзадание в образовании существует.
Новый закон не приведет к банкротству вузов, техникумов и школ. В документе прямо прописано, что банкротство исключено. Во-первых, существует такое понятие, как крупные сделки, которые могут совершаться только с согласия учредителя.
А любая сделка, которая может поставить под вопрос выплату зарплат учителям, является крупной, потому что объем финансирования, который идет на зарплату, как правило, составляет более половины расходов.
Еще один миф - сокращение финансирования школ и вузов. Этого не будет. В законе зафиксировано: объем финансирования не может быть уменьшен по каждому образовательному учреждению в 2011, переходном, году по сравнению с 2010 годом. То есть никакого обвала не будет. Тем более что за последние десять лет в России расходы на образование значительно выросли.
Всего же образовательный бюджет 10 лет назад составлял 215 миллиардов рублей, а в 2009-м - около 2 триллионов рублей (или 726 миллиардов рублей в ценах 2000 года).
Третий миф - увеличение поборов. Закон о бюджетных учреждениях лишает школы возможности брать деньги за уже оплаченные государством услуги.
Сегодня для того чтобы родители могли легально заплатить за дополнительные секции или кружки, школе необходимо зарегистрировать какой-либо специальный фонд. А это - аренда помещения, рабочие места для бухгалтеров, отдельное делопроизводство, налоги. С принятием соответствующего закона школам не нужно будет создавать фонды и нести дополнительные издержки, за которые, в конечном счете, приходится платить родителям.
Обязательные школьные предметы, которые финансируются за счет бюджета:
русский язык, литература (литературное чтение), математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физическая культура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности.
Анфиса Залялова, директор Казанского педагогического колледжа:
- Наш колледж с 2007 года работает в автономном режиме, и я на своем опыте могу сравнить две эти системы. Когда было сметное финансирование, я как руководитель не имела возможности распределять средства в интересах учреждения, потому что был жесткий регламент.
Новый закон позволяет легитимно распоряжаться средствами, и мы сами решаем, куда их направить: на зарплату, развитие или ремонт. Мы можем изменять штатное расписание при согласовании с наблюдательным советом.
Есть, конечно, и свои сложности при переходе в автономию. Так, нам пришлось переучивать бухгалтеров, чтобы они работали по хозрасчетным счетам, привлекать специалиста по налогообложению, главного экономиста, юриста, системного администратора.
Работая в бюджетном учреждении, мы понятия не имели, что такое аудиторская проверка. А сейчас, чтобы грамотно выстраивать отчетную политику, каждое автономное учреждение пользуется услугами аудиторских фирм во избежание ошибок.
Александр Шестаков, ректор Южно-Уральского государственного университета:
- Обновленный закон устраняет ненужные бюрократические препятствия, позволяет вести более гибкую политику в отношении расходования бюджетных средств. И с точки зрения ЮУрГУ - это здравый, более прогрессивный подход. Ведь до 70 процентов расходов вуза мы зарабатываем за счет внебюджетных источников.
Высказываются опасения, что руководители автономных учреждений будут вольно распоряжаться собственностью вузов. На самом деле это не так. Все вопросы, связанные с закрепленной учредителем собственностью, мы должны согласовывать с мин обрнауки.
Еще говорят о том, что изменения в законе о бюджетных организациях могут привести к банкротству так называемых малых вузов. Но не секрет, что во многих из них качество подготовки специалистов оставляет желать лучшего. Им придется либо совершенствовать свою управленческую деятельность, процесс обучения, либо становиться филиалами крупных вузов.
Источник: официальный сайт Российской газеты