В Москве прошел первый аукцион молодых специалистов
Опубликовано 22 июня 2010Корреспондент "РГ" побывал на аукционе и узнал, за выпускниками каких вузов работодатели становятся сегодня в очередь.
Истина в яйце
Ведущий держит в руках яйцо. Через считаные минуты он его отпустит. Как сделать так, чтобы яйцо не разбилось? В распоряжении соискателя вакансий лишь бумага и степлер...
Да, это не цирковая реприза, а одно из заданий, которое предлагает студентам и молодым специалистам сотрудница рекрутингового агентства Алена Занегина. Третий, заключительный этап отбора кандидатов для крупных международных и российских компаний проходит в модном книжном магазине. Работодатели пришли сюда за средним управленческим персоналом.
Первые два тура, где требовалось написать эссе и решить реальную бизнес-задачу, претенденты уже прошли. Из 800 человек до финала добрались только 30. Большинство, между прочим, выпускники или старшекурсники ведущих государственных вузов - МГУ, МГТУ им. Баумана и даже МГИМО.
С задачкой про яйцо они справились быстро: смастерили полые бумажные ячейки, наподобие кассет в магазинах, только без дна. Способ хоть и традиционный, но надежный.
Второе задание: убедить потенциального работодателя, что на работу надо взять именно тебя, и никого другого. Вдохновения, артистизма, силы убеждения явно не хватает. Никто не бьет себя кулаком в грудь и не держит мхатовскую паузу, хотя, может, именно этого ждут некоторые работодатели. Сегодня умение подать себя ценится особо. Но попасть в десятку сложно.
- Есть "агрессивные" компании, для которых важны лидерские качества, напористость кандидатов, - объясняет Алена Занегина. - А есть более лояльные, для которых это неприемлемо.
Начинается третье задание - надо представить себя в роли редактора газеты, которому начинающий автор принес плохую статью. Сразу ясно, что никто из ребят никогда в жизни не видел, как топают ногами иные редакторы и со словами "Это никуда не годится!" кидают в корзину "шедевр".
Один "редактор" почти с любовью и очень смешно пеняет "авторше":
- Название "Немного о футболе" - это общо. Я сам не могу придумать другое, но у нас есть учебные курсы, на которые вам надо походить. Там научат, как надо писать.
- Почему бы ботинком в кого-нибудь не запустить, да? - обращаюсь к Станиславу Кальченко, сотруднику известной спортивной торговой фирмы.
- Может, ботинком и не надо, но так, как этот "редактор", внимание к себе не привлечешь - факт. Лидерских качеств у ребят я пока не вижу. А ведь им придется продавать товар, значит, они должны уметь убеждать.
Сам Станислав по специальности инженер боеприпасов, окончил Балтийcкий государственный технический университет. Однако вместо усовершенствования снарядов уже восемь лет торгует кроссовками. Начал с рядового продавца, а сейчас в его подчинении 400 московских магазинов.
- А вы знаете, что мы наладили выпуск новой линии обуви, которая может тренировать мышцы? - он берет меня в оборот.
- Лежишь в обуви на диване, а мышцы сами собой качаются?
- Почти так. Наша компания ведь невозможное делает возможным, - бодро заявляет бывший оборонщик.
Мне кажется, если бы у него с собой были чудо-кроссовки, я бы их купила.
Физик за прилавком
И все-таки почему выпускники ведущих вузов ищут работу, не связанную с их образованием? Для чего будущие инженеры, химики, математики мечтают податься в бизнес? Вот что говорит Татьяна Кузнецова из МГУ - круглая отличница, будущий биофизик, которая твердо решила предпочесть научной карьере место в торговой компании:
- Прихожу в лабораторию в шесть утра, ухожу в двенадцать ночи. Надоело!
Математик Вера Селиванова признается, что кафедра родного вуза с мизерной ставкой ей опостылела, перспектив для себя она не видит.
- Многие студенты ищут себе работу уже на третьем-четвертом курсе. И желательно - в бизнесе, - замечает она. - Причины очевидны - высокие зарплаты, возможность карьеры и причастность к громким брендам. Последний психологический крючок как раз для молодых.
А зачем, скажите, торговым, инвестиционным и IT- компаниям несостоявшиеся физики, химики, математики и инженеры? Не проще ли принять на работу менеджеров, экономистов? В отделе закупок или логистики закон Бойля-Мариотта работе никак ведь не поможет.
В рекрутинговом агентстве, которое проводит аукцион, объясняют интерес тем, что технари готовы учиться и переучиваться. Работодатели ценят их за исполнительность, ясные мозги и умение логически мыслить.
- Мы присмотрели на аукционе одиннадцать человек и могли бы предложить им работу. Нам нужны грамотные и увлеченные молодые люди, - раскрывает свою кадровую стратегию Вероника Гедгафова, представитель одного из интернет-порталов.
Компания ищет сотрудников, которые могли бы заниматься разработкой компьютерных игр.
Что интересно, насчет будущих зарплат, бонусов и других условий работодатели и кандидаты едины. В интернет-компании, например, для отдыха разработчиков игр, которые проводят за компьютером по 16-20 часов в сутки, стоят теннисные столы. Раз в неделю весь офис ходит играть в футбол и кьюзар - догонялки со стрелками лазерным лучом. За счет фирмы, разумеется. И оклады для начинающих сотрудников отделов в 25 тысяч рублей работодателям не кажутся большими.
- Мы такую информацию не разглашаем, но эта сумма вполне реальная, - говорит Юлия Когай из торговой фирмы-гиганта.
Конечно, большинство компаний прежде всего возьмет кандидата на стажировку, а уж потом будет предлагать ему постоянное место с полным набором - оклад, соцпакет, бонусы. Но вот незадача: по данным опросов, 25 процентов работодателей не оплачивают стажировки. И далеко не все работодатели, которые пришли на аукцион, готовы взять понравившегося кандидата. Даже на должность стажера.
Вопрос на засыпку
О чем соискатели не любят рассказывать:
- почему ушли с последнего места работы (причины могут быть личными и никому не хочется их озвучивать);
- почему выбрали именно эту компанию (люди идут зарабатывать, а не становиться фанатиками компании);
- о своих достоинствах и недостатках (хвалить себя стесняются, а ругать не хочется);
- планируют ли заводить детей (женщины часто считают этот вопрос бестактным);
- о семейном положении (после определенного возраста отвечать хочется не всем);
- кем видят себя через 5-10 лет (многие не имеют никаких планов, и признаться в этом неловко);
- какую пользу можете принести компании (не у всех хватает находчивости придумать).
По данным исследований портала Superjob
Источник: официальный сайт Российской газеты