Инновации приведут профессиональное образование к модернизации
Опубликовано 05 июля 2010Тема, которую хотелось бы поднять, предельно кратко выражается словами: конкурентоспобную экономику могут создавать только конкурентоспособные специалисты. Кому-то может показаться, что это банальное утверждение и доказывать его - все равно что ломиться в открытую дверь.
Действительно, иллюстраций понимания на самом высоком уровне управления страной этой нехитрой истины немало. Это и амбициозный проект "Сколково", и реализуемые в системе высшего профессионального образования проекты вычленения из всего множества вузов элитных университетов, и придание им статуса национальных исследовательских и федеральных.
Это и весьма ощутимая (исчисляемая миллиардами рублей) поддержка их программ развития. Тем не менее тот эффект, на который рассчитывает общество от реализации указанных проектов, отнюдь не гарантирован. Прежде всего потому, что этим проектам чуть-чуть не хватает системности.
Разве не очевидно, что, пока профессорская карьера не будет в числе наиболее заманчивых для выпускников университетов, не будет обеспечено воспроизводство главного ресурса высшей школы - научно-педагогических кадров. Без этого ресурса высшая школа в принципе не может решать те задачи, которые перед ней поставлены в рамках общей политики модернизации страны. Но соответствующий компонент в проектах развития профессионального образования именно как главный, увы, не рассматривается.
Недавно на одном из совещаний премьер-министр станы В.В. Путин с совершенно обоснованным удовлетворением констатировал, что наконец-то прирост запасов полезных ископаемых в стране за год, благодаря усилиям геологов и геофизиков, по многим позициям превысил их годовую добычу.
Конечно, очень важно, чтобы ресурсная база ТЭКа не оскудевала. Это необходимое условие устойчивого развития страны. И сказанное председателем правительства Российской Федерации транслировали на всю страну основные телевизионные каналы.
Но почему же общество не сильно беспокоит состояние кадровых ресурсов высшей школы? Ведь печальную тенденцию старения профессорского корпуса переломить пока никак не удается.
Между тем известно, с возрастом инновационный настрой несколько угасает. И если не несет этот настрой преподаватель в аудиторию, так откуда же ему взяться у студентов и соответственно у молодых специалистов.
Есть и еще одна проблема, о которой хотелось бы поговорить. Я представляю инженерный вуз и инженерное образование. А инженерная деятельность, к которой мы готовим своих студентов, это, как и любая другая, - система.
Субъекты деятельности - инженеры - являются хоть и важнейшим, но одним из многих элементов, образующих эту систему.
Между тем известно, что тех главных свойств системы, которые она приобретает, когда ее элементы связываются определенной структурой и взаимодействуют, у каждого отдельного элемента нет. И науке известен системный парадокс, состоящий в том, что нередко система, состоящая из простых (даже примитивных) элементов, может оказаться эффективнее той, которая образована сложными элементами.
Практика свидетельствует, что как бы ни был прекрасен лебедь, совершенна щука и целеустремленен рак, они в совместной деятельности отнюдь не всегда могут реализовать свою яркую индивидуальность и креативность. И не всегда рота профессоров лучше роты солдат. Успех дела в инженерии определяется не только образованностью, талантом участвующих в этом деле специалистов, но и тем, как их деятельность организована, в какую структуру более высокого порядка она включена.
И когда мы ведем речь об интеллектуальных ресурсах инновационной инженерной деятельности, о специально подготовленных для этой деятельности людях, то мы понимаем, что эта подготовка должна быть ориентирована на эффективную технологию деятельности. Заметим, что технология инженерной деятельности в большинстве технических вузов ни в нашей стране, ни за рубежом не изучается. Нет такой дисциплины.
Студенты одной специальности, одного колледжа учатся изолированно от студентов других, даже смежных, специальностей, в то время как на производстве специалисты соответствующего профиля работают бок о бок, тесно взаимодействуя друг с другом.
В Губкинском университете разработана и внедрена новая образовательная технология, которая позволяет сымитировать реальную проектную и производственную деятельность в нефтегазовом комплексе в условиях тотальной информатизации и интеллектуализации технологических процессов.
Опыт показывает, что эта технология весьма эффективна для развития у студентов необходимых компетенций работы в команде.
Она ориентирована, прежде всего, на молодых преподавателей и сотрудников, и служит тем цементирующим фактором, удерживающим молодых преподавателей от ухода в бизнес - структуры.
Реализация этой инновационной технологии базируется на сплоченности коллектива, на чувстве принадлежности к команде творческих единомышленников, делающих новое и перспективное дело.
При этом, технология становится еще и гарантией омоложения преподавательского корпуса в университете. Это стало возможным благодаря системному использованию университетом современных достижений IT-индустрии.
Источник: официальный сайт Российской газеты