Поволжский Образовательный Портал

Знания не горят

Опубликовано 26 августа 2010

В конце августа руководители Министерства образования традиционно выезжают в регионы, чтобы на местах проверить подготовку школ и вузов к новому учебному году. Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко побывал в Воронежской области, пострадавшей от недавних лесных пожаров.

       Первый пункт поездки - окраина Воронежа, поселок Масловка, где сгорело 84 дома. В местной средней школе N 77 погорельцев много: 22 школьника, включая первоклашек, и два педагога. Большая их часть сейчас бесплатно отдыхает в Ессентуках, а остальные пришли на встречу с Фурсенко. Когда столичные гости заглянули в школьную библиотеку, там как раз выдавали ребятам новые ранцы и учебники. Четырехклассница Женя Рябчук со слезами на глазах сказала министру, что больше всех сгоревших вещей ей жаль целую папку школьных грамот, которые накопились за годы учебы.

       - Ничего, грамоты тебе восстановят, - успокоил девочку Андрей Александрович. - Ведь правда? - он посмотрел на директора школы Валентину Латынину. Та согласно кивнула.

       - Каждый ребенок из семей, пострадавших от пожаров, будет обеспечен всем необходимым и полностью подготовлен к учебному году, - твердо сказал министр. - Причем по всей России.

       "Известиям" удалось пообщаться с жертвами пожаров.

       - 29 июля я была дома одна, - рассказала пятиклассница Ира Каданцева. - Смотрела телевизор. Вдруг почувствовала дым, увидела в окно, что рядом лес горит, хотела выбежать на улицу, но что-то попало в глаз, и я вернулась. Потом уже меня спас сосед, вытащил из дома. Кстати, у моей одноклассницы Марины Косиновой тоже дом сгорел.

       - Мы потеряли все - постройки, машину, - говорит Ирина мама Марина Николаевна. - Но скоро нам построят новый дом. А пока живем в гостинице "Брно".

       А вот учитель ИЗО и черчения Анна Макаренко живет на пепелище своего дома, в самодельной полуизбушке-полупалатке. Мы побывали у нее в гостях. Остатки старого дома уже убрали, быстро возводится новый. Справа режет глаз скелет соседской хозпостройки со сгоревшей машиной внутри. А за околицей - мертвый, черный лес...

       - Извините, угостить вас нечем, - разводит руками милейшая Анна Ивановна. - Приезжайте осенью - пирогов напеку...

       После Масловки Фурсенко направился в бизнес-инкубатор Воронежского архитектурно-строительного университета: молодые ученые области пригласили его на свой совет. Разговор получился вполне конкретным. Молодежь попросила министра поддержать жильем вузовскую науку. Тот в ответ пообещал поднять в правительстве вопрос об увеличении финансирования и сообщил, что выступает за строительство служебного жилья для ученых и аспирантов на землях, принадлежащих вузам.

       - Такая схема уже кое-где работает, - сообщил Фурсенко. - И при определенных условиях - научных заслугах, многолетней качественной работе - это служебное жилье может перейти в личную собственность.

       Не обошел министр и три недавних правительственных постановления, посвященных развитию в вузах инновационной деятельности: 218-е, 219-е и 220-е.

       - Сколько мы боролись за принятие этих документов! - напомнил присутствующим Андрей Фурсенко. - Но давайте посмотрим, как это работает в Воронежской области - традиционном центре отечественной электроники и высоких технологий. По 219-му постановлению от ваших вузов подано пять заявок на конкретные проекты, из них на меня произвела впечатление всего одна. Остальные - просто никакие: дайте 150 млн на три года, а мы уж как-нибудь с ними разберемся. По 218-му постановлению из 13 поданных заявок семь отклонены по формальным причинам. Это значит, что люди даже не удосужились прочитать условия и оформить документ как следует.

       - Простите, коллеги, но я считаю, что это просто свинство, - не сдержался министр. - Ведь речь идет о бюджетных средствах, и немалых. Можно ли с таким отношением еще и жаловаться на отсутствие денег?

       - Если у нас 36 вузов, а инновационных заявок подается всего пять, то встает вопрос: а чем остальные занимаются? - отреагировал губернатор области Алексей Гордеев и, обратившись к министру, сказал: - Предлагаю это учитывать при аккредитации вузов и переизбрании ректоров.

       Ну а завершилась рабочая поездка министра в центр российского Черноземья совещанием на тему реализации на селе образовательной инициативы "Наша новая школа". Проходило оно в Среднеикорецкой школе Лискинского района, которая заслуживает отдельного рассказа. Вместо трех прежних школ в этом большом селе, растянутом на 18 км, в 2007 году открылась одна, но какая! Здание построено по уникальному проекту с использованием современных строительных технологий. Здесь имеются два спортзала, 25-метровый бассейн на четыре дорожки, два компьютерных класса, зал для занятий хореографией, зимний сад, медицинский кабинет со стоматологическим оборудованием, лаборатория, две учебные мастерские, игровые комнаты и спальня для шестилеток, осваивающих программы предшкольной подготовки. Рядом со школой располагаются многофункциональный стадион с трибунами и беговыми дорожками, игровая площадка и полоса препятствий. Эта школа на 950 человек является базовой. Поэтому из других сел четыре школьных автобуса привозят сюда на учебу 260 детей.

       Во время экскурсии по школе мы увидели, как проводит занятия с юными гимнастками легендарный отечественный тренер Владислав Растороцкий, воспитавший таких великих спортсменок, как Людмила Турищева, Наталья Юрченко, Альбина Шишова и др. Уроженец здешних мест, он несколько лет назад переехал на свою малую родину из соседней Ростовской области, чтобы готовить из сельских девчонок будущих чемпионок.

       - Радует, что у нас есть такие образовательные учреждения, - сказал Андрей Фурсенко. - Именно здесь и надо обсуждать проблемы сельских школ, поскольку во главу угла мы ставим качество образования для каждого конкретного ребенка независимо от того, где он живет, в городе или на селе. Участников совещания заинтересовал опыт Воронежской области, где пошли по пути создания базовых школ, играющих роль своеобразных центров. В перспективе все они должны работать по индивидуальным учебным планам и предоставлять образовательные услуги качеством не хуже, чем в городе.

       Подобных школ в области уже 133, и для удобства учеников каждая обеспечена транспортом. В то же время на местах по возможности стараются оставлять детсады и начальные школы. Главная задача - наладить "эффективное межсетевое взаимодействие" между сельскими начальными и базовыми школами.

 

 

 

 

 

Источник: официальный сайт Министерства образования и науки РФ

Другие матералы рубрики: