Поволжский Образовательный Портал

Модернизация экономики требует качественно новой подготовки кадров

Опубликовано 23 сентября 2010

Как показало исследование одного из ведущих агентств по подбору персонала, почти 60 процентов выпускников уральских вузов не работают после получения диплома по специальности.

Так, у 10 процентов выпускников 2010 года, которые вынуждены были отправиться на поиски работы в центры занятости, в дипломах значится престижная специализация "юриспруденция", у 14 процентов - "экономика и управление на предприятии", а также "финансы и кредит". Между тем на этих факультетах традиционно самый высокий конкурс среди абитуриентов и соответственно наиболее высокая стоимость обучения - от 25 до 60 тысяч рублей за семестр.

Сегодня практически каждый пятый безработный Среднего Урала имеет диплом о высшем образовании. Анализируя, какие именно вузы являются поставщиками невостребованных "корочек", в департаменте государственной службы занятости населения Свердловской области пришли к выводу, что это преимущественно коммерческие институты, появившиеся в последние 10-15 лет. Либо классические государственные вузы, открывшие "модные" отделения дополнительно к традиционной специализации.

- Нередко абитуриенты выбирают любую доступную на момент поступления специальность, полагая, что диплом - гарантия трудоустройства. Увы, зачастую это не так, поскольку ряд коммерческих вузов готовит специалистов с недостаточной квалификацией, - отмечает главный специалист отдела профессионального обучения областного департамента службы занятости населения Елена Старкова. - Если выпускника и берут, то, как правило, на более низкую зарплату, чем он рассчитывал. Условия труда, перспективы карьерного роста тоже могут не совпасть с первоначальными представлениями.

Средняя зарплата, которую сегодня предлагают выпускникам вузов, составляет всего 8306,8 рубля (при среднерегиональной в 17 тысяч). Поскольку уровень оплаты является все-таки определяющим критерием, молодые соискатели в итоге соглашаются на менее амбициозные, но более высокооплачиваемые вакансии: агент по продаже недвижимости, билетный кассир, диспетчер, инструктор, бухгалтер средней квалификации. Быстрее и проще трудоустраиваются с помощью службы занятости новоиспеченные агрономы, архитекторы, инженеры-металлурги, горняки, документоведы, специалисты по социальной работе и социальные педагоги.

Казалось бы, на этом фоне перспективы начального и среднего специального образования должны выглядеть более оптимистично. Однако, по оценке лауреата премии президента России в области образования Юрия Крупнова, рабочие специальности сегодня выбирает максимум 15-20 процентов молодежи. А сами ПТУ превратились в своего рода социальные резервации, где учатся ребята, которые по разным причинам не имеют возможности получить адекватное образование.

Вместе с тем модернизация экономики, как было отмечено на последнем заседании Госсовета, требует рабочих нового типа, которых существующая система профтехучилищ подготовить не в состоянии. В этом направлении придется серьезно потрудиться.

В первую очередь необходимо поднять престиж рабочих специальностей. По мнению Даниила Дондурея, социолога, начать нужно с тезиса о том, насколько важны труд, креатив, гуманные человеческие отношения, что "важно не воровать, а продавать свое какое-то усилие". Это непросто, ведь нынешний "кислый" образ рабочего в СМИ создавался не одно десятилетие.

Переломить ситуацию в одной системе профобразования явно не по силам - необходима широкая общественная кампания с участием всех заинтересованных сторон. В их числе, помимо государства, должны быть собственники предприятий, заинтересованные в привлечении кадров, обладающих достаточными для новой, модернизированной экономики компетенциями.

Первые шаги в этом направлении уже заметны. Так, один из екатеринбургских университетов, выпускающий преподавателей для ПТУ, нынешним летом смог опередить более известных конкурентов по среднему баллу ЕГЭ абитуриентов. Интересно, что подобных специалистов готовят более сотни высших учебных заведений страны, но такого наплыва у них не наблюдается.

- У нас налажены партнерские отношения с мировым лидером в области станкостроения, который на нашей базе демонстрирует современное оборудование, - открывает "секрет" проректор университета по образовательной политике Валерий Шевченко. - Выгода обоюдная: наши студенты обучаются на технических новинках, а зарубежные производители продвигают свою продукцию на местный рынок.

Надо отметить, что в Свердловской области давно начали работать над развитием системы профессионального образования, принят даже соответствующий закон. Несколько лет назад стартовал процесс объединения ПТУ с техникумами в единую образовательную цепочку.

- Мы прошли путь от ПТУ до профессионального лицея, а затем и до политехникума, - рассказывает директор учебного заведения нового типа из Екатеринбурга Андрей Козлов. - В 2007 году благодаря нацпроекту "Образование" удалось обновить материальную базу. В результате, например, на такую специальность, как автоматизация производства, нет проблем с набором. А став техникумом, мы серьезно расширили свои образовательные возможности и стали интересны ведущим предприятиям региона.

К слову, недавно Минобрнауки выступило с инициативой приравнять некоторые специальности техникумов и ПТУ к высшему образованию.

- Это связано с тем, что ряд отраслей и видов деятельности настолько усложнился, что необходимо обучение более высоким технологиям. Уже недостаточно считать этот уровень начальным или средним профессиональным образованием, - поясняет известный эксперт Игорь Реморенко.

 

 

 

 

Источник: официальный сайт Российской газеты

Другие матералы рубрики: