Ректор МФТИ: «Сколково» становится сверхзадачей нового времени
Опубликовано 05 октября 2010Фонд «Сколково» и ведущие вузы страны подписали меморандум о сотрудничестве. Ректор МФТИ Николай Кудрявцев рассказал в интервью РИА Новости о том, что последует за этим соглашением, почему ведущим вузам страны надо разрешить выдавать собственные дипломы и как Физтеху удалось занять первое место в ЕГЭ-рейтинге.
- Николай Николаевич, с какой целью вузы привлекаются к сотрудничеству с фондом «Сколково»?
- На встрече, когда мы подписывали меморандум, некоторые ораторы, в том числе президент Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг и министр Андрей Фурсенко, сравнивали «Сколково» с Силиконовой долиной. Важно, что «Сколково» создается с учетом международного опыта и современной ситуации в науке и образовании. Наше отставание, связанное с 1990-ми годами, здесь может быть преодолено.
Понятно, что строительство иннограда – дело небыстрое, как и формирование его коллектива. Поэтому, не откладывая, уже сейчас мы начинаем содержательное взаимодействие на базе ведущих научных и учебных организаций. Это не значит, что к сотрудничеству будут привлекаться только те организации, с которыми подписано соглашение. «Сколково» - что принципиально и позитивно – будет открытой системой.
- А в чем состоит интерес вузов? Вы получаете новую площадку для работы?
- Совершенно точно. Самая тяжелая для нас ситуация – быть невостребованными.
В Советском Союзе, к примеру, были сверхзадачи – космос, оборонка, под которые была «заточена» вузовская система. Потом сверхзадач не стало... Сейчас же мы получаем новую возможность для приложения сил: «Сколково» становится аналогом сверхзадачи нового времени.
Важно, что это не та ситуация, когда из министерства нам говорят, что и как делать. Нам предлагают – скажите, что делать, мы обсудим, и если идеи стоящие, будем искать способы, в том числе, государственной поддержки. Ведь прорывные идеи рождаются не в результате исполнения нормативных актов, а в общении коллег, в научном сообществе. И от них зависит наша скорость движения вперед.
- В недавно опубликованном ЕГЭ-рейтинге вузов МФТИ занимает первое место. Как вам удается удерживать высокие показатели? Известно же: ЕГЭ по физике – один самых сложных, и высокобалльников тут не так много.
- Результат рейтинга разрушает миф о том, что молодежь интересуется лишь экономикой – есть те, кому интересны и математика, и физика.
Вообще хорошо, что появился инструмент, который позволяет оценить уровень ребят, поступающих в высшие учебные заведения. До введения ЕГЭ каждый вуз проводил свои испытания, и такой возможности не было.
Мы, кстати, всегда поддерживали введение единого экзамена, потому что в 1990-е годы из-за падения уровня жизни география нашего приема стала сужаться до центральной части России. А ЕГЭ дал возможность вновь расширить ее. 70% поступающих к нам – ребята из регионов. Таланты, как и золото, рассыпаны по всей стране. Благодаря этому мы и держим высокие баллы.
- Согласно ЕГЭ-рейтингу, во многие технические вузы были приняты ребята с низкими баллами – около 40-50...
- Это, действительно, очень тревожная ситуация. И в то же время закономерная: всеобщее желание получить высшее образование приводит к снижению качества программ обучения. Это уже не то образование, что было раньше, а его эрзац.
- Может быть, в таком случае стоит корректировать бюджетный набор или число вузов?
- Наше министерство занимается этими вопросами. Есть минимальные баллы по ЕГЭ, которые дают право поступать в вузы…
Вообще я сторонник большей децентрализации. Сейчас все вузы выдают дипломы государственного образца, право выдавать собственные дипломы есть только у МГУ и СПбГУ. Мне кажется, надо смелее идти в этом направлении. К счастью, у нас много хороших вузов, и их дипломы для работодателя должны быть гарантией качественной подготовки. Когда же все выдают дипломы государственного образца, борьба за «чистоту» рядов студентов ослаблена.
- Сейчас идет работа по созданию Всероссийской ассоциации учителей физики, МФТИ принимает в ней участие. Чем будет заниматься ассоциация?
- Речь о ее создании идет давно. Мы в этом участвуем, потому что очень плотно работаем с учителями физики – на олимпиадах, в заочной физико-технической школе и на курсах повышения квалификации. Можно сказать, что всех лучших учителей физики мы знаем...
Креативные люди всегда думают о том, как и что можно улучшить в работе, а думать лучше совместно. Не случайно же проводят мозговые штурмы при решении трудных проблем: сперва идеи будут сырыми, но чем шире обсуждение, чем больше заинтересованных людей в нем участвует - тем лучше решение. Эту задачу и должна решать ассоциация.
Кроме того, приятно, когда ты можешь на что-то повлиять. И когда то, за что «болеешь», успешно реализуется, становится нормой жизни. Учителя надеются, что ассоциация будет достаточно свободной площадкой, где они смогут обмениваться идеями, делиться опытом и вырабатывать предложения, к которым бы руководители министерства прислушались.
Источник: РИА Новости