Поволжский Образовательный Портал

Поправки ректоров вузов в новый закон "Об образовании" заняли почти 190 страниц

Опубликовано 07 октября 2010

Вчера Российский союз ректоров обсудил проект нового закона "Об образовании".

Как уже писала "РГ", он серьезно меняет систему российского образования. В частности, согласно проекту исчезает целый уровень профподготовки - начальное профессиональное образование - и меняется классификация учебных заведений. К примеру, должны исчезнуть академии. Все ректоры были единодушны: документ крайне необходим, и в целом текст проекта получил от них одобрение. Но замечаний к нему - масса.

Так, ректор МГУ Виктор Садовничий считает, что закон не должен быть похож на справочник, пересказывающий нормы семейного, трудового права и даже антимонопольного законодательства. Слишком большое количество декларативных норм могут закон "провалить".

- Мы подсчитали, что, если убрать из документа излишнюю декларативность, проект похудеет в два раза, им станет удобнее пользоваться, - сказал Виктор Садовничий.

Президент РСР также отметил, что подушевое финансирование образовательной деятельности, предусмотренное в проекте закона, пока не отражает всей специфики процесса обучения. В свою очередь ректор РосНОУ Владимир Зернов предложил четче прописать критерии оценки вузов и вообще больше внимания уделить конкуренции в сфере образования. А директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян отметил, что в новом законе нет философии российского образования, не прописана роль и место в развитии страны.

По мнению Владимира Исакова, вице-президента Торгово-промышленной палаты и одновременно председателя Комиссии по правовой информации и информатизации Ассоциации юристов России, проект не отвечает принципам федерализма - не проработаны положения об уровнях управления образованием. К тому же надо принимать опережающие решения. Например, о переходе к всеобщему бесплатному высшему образованию, хотя бы - бакалавриату.

На что присутствующий в зале министр образования и науки Андрей Фурсенко сразу отреагировал:

- Переход к всеобщему бесплатному высшему образованию у нас уже есть. Половина выпускников школ попадают в вузы на бюджетные места. На тысячу выпускников приходится в два с половиной раза больше мест, чем в советское время!

Список ректорских поправок и предложений занял почти 190 страниц. Вот некоторые из них: освободить образовательные учреждения, в том числе и частные, от налога на землю; предоставить льготы собственникам, которые им сдают помещения; вернуть отсрочку от армии, в том числе и тем, кто учится на новых, еще не аккредитованных специальностях; приравнять зарплату преподавателей к средней в экономике и строительстве; платить прибавку к окладу молодым специалистам в течение трех лет после окончания вуза; увольнять педагогов только после окончания учебного года; разрешить сельским школам самим определять предельную наполняемость классов...

Самые большие споры шли, пожалуй, вокруг двух вещей: судьбы начального профобразования и уравнивания колледжей с институтами. Нельзя ли оставить все по-старому?

Андрей Фурсенко сразу возразил:

- Давайте называть вещи своими именами. Если мы говорим о том, что высшая школа не может не заниматься наукой, то две трети вузов придется закрыть немедленно. Сегодня только 16 процентов вузов занимаются наукой.

Министр согласился с тем, что проект закона должен быть более сжатым и конкретным. При этом подчеркнул, что некоторые замечания - "противоречивые". Ректорское сообщество предложило создать рабочую группу из 5-6 человек, которые доработают документ.

 

 

 

 

Источник: официальный сайт Российской газеты

Другие матералы рубрики: