Поволжский Образовательный Портал

Сможет ли колледж стать частью вуза

Опубликовано 02 декабря 2010

Вчера на "Деловом завтраке" в "Российской газете" побывал ректор главного технического вуза страны, как называют МГТУ им. Баумана, Анатолий Александров. Двухчасовая беседа началась с самого актуального для вузовской среды вопроса.

Российская газета: Первого декабря на общественное обсуждение вынесен проект нового закона "Об образовании в РФ". Его текст вывешен на сайте "Законопроект 2010". Какая статья этого документа, на ваш взгляд, больше всего нуждается в обсуждении?

Анатолий Александров: С моей точки зрения, очень важно все, что касается в этом законопроекте организации системы финансирования вузов: заработной платы, закупок оборудования и материалов, оплаты коммунальных услуг и т.д. В проекте документа об этом нет речи. Может быть, это просто недоработка. Но складывается интересная ситуация - у нас госзаказ на подготовку кадров, а мы из внебюджетных средств доплачиваем и за современное оборудование, и за коммуналку. Конечно, в университете есть собственный доход от платного образования. Но студенты-контрактники в Бауманке - это лишь восемь процентов. Получается, что мы должны еще чем-то зарабатывать, чтобы оплачивать госзаказ на кадры. Не совсем логично. Хотелось бы здесь ясности и корректировки. Понятно, что нельзя "жировать" за государственный счет. Мы к этому и не привыкли, и не ставили никогда себе таких целей. Но элементарные, разумные вещи обязательно должны быть.

РГ: Василий Иванович Чапаев в свое время говорил: "Мы академиев не кончали". Как вы считаете, новый закон может поставить заслон псевдовузам, которые сегодня расплодились повсюду?

Александров: В законопроекте есть статьи, касающиеся изменения условий и ужесточения аккредитации и аттестации вузов, получения лицензий. Но и в существовавшем законе не было прописано "право" создавать "липовые" или "слабые" университеты. Из трех с половиной тысяч российских вузов в конкурсах на различные государственные гранты активно участвуют лишь около ста. Это мизер. Но это те учреждения, которые соответствуют сегодняшним требованиям: там есть и развивается наука, там ведется поиск новых форм обучения. Они и держат планку российского образования.

РГ: В проекте закона "Об образовании в РФ" появляется новая цепочка: "колледж - институт - университет". При этом начальное профобразование, по сути, ликвидируется. Наши читатели интересуются: теперь подготовка рабочих кадров будет отдана университетам?

Александров: Систему профтехобразования мы потеряли не вчера. Но у нас нет времени на то, чтобы пытаться пробовать разные формы "спасения". Надо решать эту проблему комплексно. Ведь современный рабочий - не кузнец с молотом и наковальней. Он должен уметь работать на высокотехнологичном оборудовании, где невозможно обойтись без знания основ IT- и других технологий. Поэтому такая цепочка прослеживается. Университет, особенно технический, обязан иметь тесные связи с промышленностью. У Бауманки такие связи с производством существуют с момента основания Императорского училища. "Образование через практику" - знаменитый "русский метод" подготовки инженера, созданный здесь более 100 лет назад. Если в эту схему вписать лицеи и колледжи, где будут работать наши преподаватели, а ребята, помимо профессиональных навыков, получат хорошую теоретическую подготовку и смогут продолжить свое образование в МГТУ, кто-то станет бакалавром, а кто-то пойдет и дальше - чем же это плохо?

 

 

 

 

 

Источник: официальный сайт Российской газеты

Другие матералы рубрики: