Криштал: качество обучения играет второю роль при выборе вуза
Опубликовано 09 декабря 2010В начале этого учебного года было опубликовано два рейтинга качества вузов, подготовленных по заказу Общественной палаты РФ – на основе среднего балла ЕГЭ поступающих и по привлекательности учебного заведения для победителей олимпиад. Почему многие региональные вузы в этих рейтингах – в конце списков, в интервью РИА Новости рассуждает ректор Тольяттинского государственного университета Михаил Криштал.
- Михаил Михайлович, можно ли оценивать качество обучения в вузе по спросу на него среди сильных абитуриентов – имеющих высокие баллы ЕГЭ и "олимпиадников"? Что влияет на их выбор?
- На мой взгляд, качество обучения в вузе лучше было бы оценивать по действующей системе аккредитационных показателей – они вполне позволяют это сделать. Главные среди них – есть ли в вузе достаточная учебно-методическая база, лаборатории для проведения исследований, квалифицированные преподаватели. Именно это демонстрирует, какие возможности будут у студентов для получения качественного образования.
К сожалению, основными факторами, какими руководствуются абитуриенты при выборе учебного заведения, скорее можно назвать месторасположение вуза и ожидания относительно карьерного роста после выпуска. Для амбициозных победителей олимпиад и "стобалльников" ЕГЭ это особенно характерно.
Многие выбирают по принципу: "чем больше город – тем больше возможностей", и потому столичные и крупные областные вузы приобретают в глазах выпускников особую привлекательность.
Но справедливости ради надо отметить: возможности для карьерного роста после обучения поблизости от родных мест часто оказываются не такими уж и плохими, а ожидания относительно "столичного процветания" чаще всего завышены.
Влияют на выбор абитуриентов и возможность учиться за счет государства, наличие военной кафедры в вузе, развитой инфраструктуры (столовые, общежития, бассейны, спортзалы), внеучебная деятельность, стабильность общего уклада студенческой жизни в период обучения.
Важными являются качество и полнота информирования абитуриентов о вузе и о возможностях получения в нем достойного образования, о востребованности его выпускников на рынке труда, начальном уровне их зарплат.
Качество обучения в вузе очень слабо и не напрямую влияет на выбор выпускников школ. В какой-то мере сравнение вузов по уровню их привлекательности для абитуриентов корректно в рамках одного региона или даже города.
- Есть ли связь уровня подготовки поступающих в лучшие вузы с уровнем развития региона, откуда едут дети учиться?
- Важен скорее уровень школы, где учился ребенок. А вот уровень подготовки абитуриентов того или иного отдельного вуза действительно зависит от специфики региона. Сильные абитуриенты из слабых регионов стремятся учиться в столичных вузах, и это приводит, можно сказать, к вымыванию регионального кадрового потенциала…
- Какие еще критерии могли бы быть актуальны для составления рейтинга вузов? Возможно, они привлекали бы абитуриентов…
- Во-первых, соотношение объемов НИР (научно-исследовательской работы), проектных и консалтинговых услуг и объемов образовательных услуг вуза (в денежном выражении). Это демонстрирует, насколько студенты вовлечены в профессиональную научную, проектную и консалтинговую деятельность, могут ли они получить актуальные практические навыки, учась в данном вузе. Важно здесь и количество и эффективность работы созданных в соответствии с Федеральным законом № 217 малых инновационных предприятий.
Во-вторых, можно учитывать число направлений (специальностей), прошедших общественно-профессиональную аккредитацию; программ высшего и послевузовского образования с международной аккредитацией; наличие и уровень наград в области качества образования (общественные, ведомственные, правительственные, международные).
Наконец, важны для сравнения с другими вузами доля в них образовательных программ, реализуемых с использованием кредитно-модульной системы; доля выпускников, получающих европейское приложение к диплому и двойные дипломы в партнерстве с зарубежными вузами.
Источник: РИА Новости